Архетипы и  универсальные принципы

Земное должно быть известным, чтобы быть любимым,
божественное должно быть люби¬мым, чтобы быть известным.
Паскаль

Истинным назначением философии (прежде чем «фило¬софия» стала просто бесплодной игрой слов, исполь¬зуемой, чтобы увековечить интеллектуальное высокомерие) когда-то считался поиск сущности и природы вещей, основан¬ный на любви к мудрости. В современных выражениях это могло бы быть названо поиском архетипичного уровня реаль¬ности. В наши дни любое заявление о «сущности» приводит к тому, что к человеку приклеивают ярлык «оккультиста». Но если мы посмотрим на окружающий нас мир и попытаемся извлечь какой-то смысл из нашей жизни и той реальности, с которой имеют дело средства массовой информации, нам при¬дется признать, что все, имеющее значимость, является ок¬культным, т.е. скрытым. Несмотря на все знания, которые мы накопили, нигде нельзя найти значение и смысл, за исключе¬нием сфер исследований, указывающих на единство человекаи вселенной. Это единство и взаимосвязь человека и все¬ленной в действительности представляет собой единственное предположение, на котором основана астрология.

Сфера сравнительной религии и мифологии — это единст¬венная дисциплина, которая ясно указывает на постоянное единство всей жизни. Здесь не место для детального изучения вклада Карла-Густава Юнга в эту сферу, так как его работы представляют собой научные исследования, продолжавшиеся в течение всей жизни. Достаточно сказать, что, больше чем кто-либо еще, К.Г. Юнг показал, что основные жизненно по¬буждающие силы индивидуальной психики и психологиче¬ских паттернов целых культур — это, несомненно, проявле¬ния «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти ар¬хетипы свойственны психологическому слою жизни. Юнг на¬звал этот психический субстрат «коллективным бессознатель¬ным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивиду¬альной и коллективной) и мотивирующие ее.
В астрологии и в мифологии эти универсальные принципы составляют основную сферу исследования. Различие между ними заключается в том, что, тогда как мифология акценти¬рует культурные проявления архетипов в различных струк¬турах, астрология использует сами архетипичные принципы в качестве своего языка для понимания фундаментальных сил и паттернов как индивидуума, так и культурной жизни в це¬лом. Исторически существует сильная взаимосвязь между ми¬фами конкретной культуры и видом астрологии, который в ней развивался. В сущности астрологию можно рассматривать как наиболее всестороннюю мифологическую структуру, ко¬торая когда-либо возникала в человеческой культуре. Как упоминалось в прологе к этой книге, миф служит живитель¬ной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь че¬ловека с более универсальной реальностью. Тот факт, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособ¬ной мифологии, которая может сообщать ей энергию, частич¬но объясняет причину определенного возрождения астроло¬гии в последние годы, так как людям всегда необходим пат¬терн порядка и роста для направления их коллективной жиз¬ни и наполнения смыслом их индивидуального опыта. Как пишет Джозеф Кэмпбелл:

Откуда берутся силы у этих невещественных тем, которые побуждают население создавать ци¬вилизации, каждую со своей красотой и судьбой? По¬чему должно быть так, что, когда бы люди ни искали что-то прочное, на чем можно основать свою жизнь, они выбирали не факты, которыми изобилует мир, а мифы, порожденные древним воображением...?

Наиболее очевидный ответ на вопрос Кэмпбелла заключа¬ется в том, что боги в мифологии (подобно планетам в астро¬логии) представляют силы и принципы, существующие во вселенной и в жизни каждого из нас. К этому же ответу при¬вели бы нас выводы, сделанные на основе юнговских исследо¬ваний архетипичных основ человеческой психики, а также недавние исследования в сфере сравнительной религии и в некоторых сферах гуманистической психологии. По моему мнению, астрология предоставляет нам ключ к пониманию этих основных сил и функций в каждом человеке в силу того, что она является наиболее всеобъемлющим — и в то же время точным — языком энергии, известным человеку. Как пишет Кэмпбелл:

Факт заключается в том, что мифы наших куль¬тур влияют на нас, сознательно или подсознатель¬но, как высвобождающие энергию, жизненно побужда¬ющие и направляющие силы...

Как подвергаются периодическим трансформациям по¬требности человека, так должны меняться и его мифы, чтобы соответствовать новому измерению его бытия. Когда сознание человека развивается, это же должно происходить и с его мифами:

Ибо, как в видимом мире растительного и живот¬ного царства, так и в воображаемом мире богов суще¬ствовала история, эволюция, последовательность изменений, управляемых законами...
(Кэмпбелл «Историческое развитие мифологии»)

Так же как изменилось понимание человеком своих бо¬гов и религий, но они все еще продолжают существовать в той или иной форме, так по-прежнему существует астрология и потребность человека в ней, несмотря на все попытки ли¬шить ее существования. Но мы должны заново оценить наш подход к астрологии, рассматривая ее не просто как паттерн небесных намеков о нашей непреложной судьбе, как ее тра¬диционно рассматривали, а скорее используя астрологию как способ, помогающий понять нашу истинную натуру, найти наше место во вселенной и жить творческим, принося¬щим удовлетворение образом. Другими словами, астрология может рассматриваться как сознательно употребляемая мифология.
Современный западный человек развился до такого уров¬ня, где он больше не удовлетворен подсознательной жизнью в соответствии с устаревшими мифами, косными догмами или архаичными традициями. Но он зашел слишком далеко в по¬пытках освобождения от ограничений и традиций. Человек утратил связь с архетипичными основами своего сущест¬вования, с источником поддержки и духовно-психологиче¬ской пищи, которую они предоставляют. Астрология может быть использована как способ воссоединения человека с его глубочайшим «Я», с природой и эволюционным процессом вселенной.

 

Универсальные принципы

Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore...
(Многое из того, что давно было предано заб¬вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня относятся с почтением, погру¬зиться в забвение.)
Гораций

Что же такое «универсальные принципы», на которые мы ссылаемся? По определению, они граничат с трансцендент¬ным, поскольку дают начало всем манифестациям и различи¬мым паттернам в материальной вселенной. Многие ученые пришли к убеждению, что в живых организмах есть невиди¬мый организующий паттерн, некий «психологический» пат¬терн, направляющий и определяющий форму, которую при¬мет энергия. Эту тенденцию к структурности в природе можно увидеть во всем, от эволюционной теории до весьма предска¬зуемых паттернов физического и психологического развития человека. Другое слово, которое часто используется для опи¬сания этого структурного явления, — это «форма». Физик-философ Л.Л.Уайт написал ценную книгу «Акцент формы» (1954 г.), в которой рассматривается то, что он называет «фор¬мирующими принципами» всей жизни. В сущности он гово¬рит, что «наиболее всесторонние естественные законы выра¬жают формирующую тенденцию».
«Форма» — это одна из древнейших идей человечества. У греков было множество теорий о совершенных формах, от вечных форм Платона до количественных взаимосвязей в пространстве Евклида и исследований чисел и геометрии Пи¬фагора. В средние века полагали, что каждый класс вещей обладает сущностью (essentia или quidditas), и эта сущность считалась не статическим качеством, а скорее источником активности. Глубочайшая реальность считалась состоящей из неисчислимых сущностей, и задачей философии было пости¬жение этих сущностей. Сущность была основой существова¬ния чего-либо, тем, что делает эту вещь такой, как она есть. Для средневековых философов формы, наблюдаемые в приро¬де, были не статическими сущностями, а олицетворенными идеями, в смысле идеи Платона. Источником этих вечных идей считался «универсальный разум», царство и хранилище сущностей (или «архетипов») всех форм, которые могли ког¬да-либо существовать, и всех идей, которые могли когда-либо быть придуманы. (Универсальный разум во многих отноше¬ниях сходен с юнговской концепцией «коллективного бессоз¬нательного».) Современная физика, как это ни странно, воз¬вращается к этим давно осмеянным идеям, так как то, что мы видим (в современном представлении) — это только внешняя форма (или «волновая форма») лежащей в основе реальности вибрации и энергии. Материальная «частица» стала расши¬ренным паттерном; материальный атом сейчас рассматрива-ется как энергетическое поле. Вероятно, сейчас опять возник¬ла потребность в такой концепции как универсальный разум, который активно создает все формы.

Исследование формы, вероятно, может показать, как бес-форменная энергия организуется в функциональное целое, и, вероятно, может пролить свет на неуловимые сущности всех вещей. Л.Л. Уайт говорит, что «для того, чтобы понять что-то, человек должен проникнуть достаточно глубоко в основной паттерн». Это верно, потому что этот паттерн, по-видимому, определяет свойства составляющих, а не наоборот, факт, под¬крепляющий холистический подход к жизни. Л.Л.Уайт пи¬шет: «Как могут развиваться в атомистической вселенной ре¬гулярные формы? Разве они не будут в лучшем случае не¬правдоподобными?» По словам Уайта, новое понимание фор¬мирующих принципов вселенной не только поможет нам по¬нять физические теории, биологическую структуру и деятель¬ностьразума, но также принесет человеку ясность, которая не может быть достигнута никаким другим путем.

В настоящий момент западная цивилизация осознает вескость древней доктрины Востока; уни¬версальные принципы должны цениться выше любого конкретного выражения, если мы хотим достичь яс¬ности.
Пришло время для нового изящества: единства процесса, наблюдаемого во всех конкретных формах и примиряющего их различия. Необходимо придать свежее значение универсальным принципам, чтобы восстановить надлежащее равновесие.

Именно это единство процесса, наблюдаемого во всех кон-кретных формах, предоставляет человеку астрология. В аст¬рологии каждый индивидуум считается целостным и уни¬кальным выражением универсальных принципов, паттернов и энергий. Древние астрологи и философы считали зодиак «душой природы», тем, что придает форму и порядок жизни. Астрология — это язык универсальных принципов, способ восприятия формы и порядка в жизни индивидуального чело¬века, способ, символизирующий единство каждого индивиду¬ума с универсальными факторами. Современный подход к астрологии не может быть основан на предположении, что индивидуальный человек — это «просто» суммарный итог универсальных сил, которые составляют его психо-физическую структуру; скорее индивидуальный человек — это уни¬кальная форма, выражающая уникальную взаимосвязь уни-версальных факторов.
Л.Л.Уайт утверждает, что «все в этой вселенной имеет какое-то отношение к нашей собственной природе, ее потреб¬ностям и потенциалам. Каждый внешний процесс отражает некий процесс в нас самих и вызывает какую-то эмоцию, хотя мы можем не осознавать это». Идея Уайта выражает то, что древние астрологи называли взаимосвязью между микрокос¬мом и макрокосмом, т.е. концепцию о том, что внутренние функции и факторы человека отражают — или по крайней мере согласовываются — универсальные процессы и принци¬пы. На современном языке мы сказали бы, что, поскольку вселенная является одним целостным процессом («вселенная» означает всеобщее) и состоит из бесчисленных взаимопрони¬кающих энергетических полей, энергетическое поле любого человека тесно связано с большим энергетическим полем его космического окружения. Одно из величайших достоинств астрологии заключается в том, что благодаря пониманию универсальных факторов, действующих в каждом из нас, мы можем достичь величественного понимания универсальных принципов самой жизни. Современная наука считает отпе¬чатки пальцев, кардиограммы и энцефалограммы полезными инструментами, все они представляют собой относительно уникальные проявления человеческих ритмов и энергий. Астрологическая карта рождения — это графический образ, по¬средством которого космос (или большее целое) позволяет нам понять его энергии и ритмы, в особенности то, как они действуют в каждом человеке.

В психологии основные работы, рассматривающие уни-версальные и формирующие принципы, принадлежат Карлу-Густаву Юнгу. «Архетипы» Юнга — это не физические струк¬туры, скорее, по словам Юнга:

... их можно, вероятно, сравнить с аксиальной системой кристалла, которая, так сказать, предва¬рительно формирует кристаллическую структуру в исходной жидкости, хотя не обладает собственным материальным существованием.
... Архетип сам по себе пуст и совершенно форма¬лен, это только facultas praeformandi, возможность представления, которая дана априори.Далее Юнг продолжает: «... мне кажется вероятным, что истинная природа архетипа не может быть осознана, она трансцендентна». Эдвард Витмонт, психиатр юнговской шко¬лы, говорит об архетипах Юнга как о «динамичных транспси-хологических и, следовательно, трансцендентных энергети¬ческих конфигурациях». Д-р Витмонт говорит об «архетипичных полях», связанных с астрологическими символами пла¬нет, и определяет архетипы как «универсальные, космиче¬ские паттерны и движущие силы». Следовательно, становится ясно, что архетипы идентичны формирующим принципам, о которых упоминал Уайт, и что астрологические факторы представляют эти реальности.

Если архетипы являются основой всей психической жизни и если они действительно сами по себе трансцендентны (т.е. слишком тонки или невещественны для непосредственного сознательного восприятия), тогда особенно важно, чтобы мы имели язык для описания — или по крайней мере указания — их реальности. Если мы не можем понять эти реальности в себе, мы сможем по крайней мере понять, как они функцио¬нируют и что означают для нас, изучая единственную науку, которая имеет дело с такими силами — астрологию. Неважно, какой термин может быть использован для обозначения этих универсальных принципов, архетипы, сущности или форми¬рующие принципы, факт остается в том, что эти силы сущест¬вуют во вселенной и влияют на каждого из нас изнутри и извне. Это причина того, почему некоторые современные пси-хологи, психиатры и консультанты начали использовать аст-рологию как основной инструмент для понимания внутренних побуждений своих клиентов. Юнг говорил, что он во многих случаях использует астрологию, особенно с теми людьми, ко¬торых ему трудно понять:
Так как я психолог, я особенно интересуюсь тем особым светом, который проливает гороскоп на оп¬ределенные сложности характера. В случаях трудного психологического диагноза я обычно обращаюсь к гороскопу, чтобы получить дополнительную точку зрения с некоторой иной стороны. Должен сказать, что я очень часто обнаруживаю, что астрологиче¬ские данные проливают свет на определенные момен-ты, которые иначе я не смог бы понять.

(из письма к проф. Раману,
6 сентября 1947г.)

В беседе с редактором французского астрологического журнала Юнг говорил:

Человек может ожидать с большой долей уверен¬ности, что данная четко определенная психологиче¬ская ситуация будет сопровождаться соответству¬ющей астрологической конфигурацией. Астрология состоит из конфигураций, символизирующих коллек¬тивное бессознательное, которое является предме¬том изучения психологии: «планеты» — это боги, символы сил подсознания.

В той же беседе Юнг говорил, что врожденная психическая предрасположенность индивидуума, «по-видимому, выраже¬на узнаваемым образом в гороскопе». Во многих своих работах Юнг подчеркивал, что астрология содержит в себе суммарный итог всех древних психологических знаний, включая врож¬денную предрасположенность индивидуумов и точный способ определения времени жизненных кризисов:

Я наблюдал много случаев, в которых четко опре¬деленная психологическая фаза или аналогичное со¬бытие сопровождалось транзитом (особенно пора¬жениями Сатурна или Урана).

 

Психиатр юнговской школы Эдвард Витмонт высказыва¬ется сходным образом:

Применяемая в этом более широком смысле, аст¬рологическая техника может стать такой же цен¬ной для глубинной психологии как интерпретация снов. Она будет информировать нас не о будущих со¬бытиях или неизменных чертах характера, а о под-сознательных движущих силах и паттернах, с кото¬рыми сталкивается данный человек и на которые он продолжает реагировать в течение всей своей жизни особым индивидуальным образом.

Зиппора Добинс, психолог, о котором я упоминал выше, говорит об использовании астрологии в качестве психологиче¬ского инструмента следующее:

Прежде всего, астрология предлагает систему индивидуальности, основанную на внешней системе отсчета, которая превосходит все произвольные си¬стемы, изобретенные в таком изобилии в сфере лич¬ностных исследований, и которая, несомненно, бу¬дет универсальной системой психологии будущего. Она предлагает символическую наметку человеческо¬го разума и судьбы, которая не может быть подтасо¬вана субъектом, желающим «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим», что относительно легко сделать в ответах на многие психологические тес¬ты. Она предоставляет способность проникнуть в такие сферы, о которых человек знает очень мало или вообще ничего... сдерживаемые чувства, ценно¬сти, которые никогда сознательно не выражаются словами, противоречия и конфликты, проецируемые в события и взаимоотношения и никогда сознатель¬но не разрешаемые. Астрология предлагает ключи к нереализованным потенциалам, талантам, естест¬венным каналам интеграции и очищения и т.д. Со своей фиксацией прошлых и будущих паттернов она также предлагает ключи к давним травматическим событиям, которые психотерапевт, занимающийся глубинной психологией, может захотеть исследо-вать, и к будущим напряженным периодам, когда че¬ловеку, вероятно, потребуется дополнительная под¬держка... Она позволяет «сопоставлять» людей, от психотерапевта и пациента до партнеров по браку и работодателей-служащих. По моему твердому убеж¬дению, психотерапия или консультирование в буду-щем будет использовать гороскоп таким же привыч¬ным образом, как мы используем сейчас анкету и био¬графические данные человека.

Другой психолог, Ральф Мецнер, опубликовавший книгу, имеющую отношение к астрологии и к связанным с ней темам (Ralf Metzner «Maps of Consciousness»), также использует аст¬рологию в своей практике:

Как психолог и психотерапевт я интересуюсь другим аспектом этого трудного и увлекательного предмета. Мы имеем здесь психологическую типоло¬гию и средство для диагностической оценки, которые значительно превосходят по комплексности и утон¬ченности анализа любую существующую систему.
... система анализа — три связанных между собой символических алфавита зодиака «знаки», «дома» и «планетарные аспекты» — вероятно, лучше приспо¬соблена к сложному многообразию человеческих ха¬рактеров, чем существующая система типов, черт, мотивов, потребностей, факторов или уровней.
Система имеет дополнительное преимущество полной независимости от любого поведения со сто¬роны субъекта, следовательно, свободы от любой пристрастной реакции... В отличие от любого друго¬го способа личностной оценки астрологический пат¬терн имеет неотъемлемую динамику: гороскоп, ин¬терпретируемый квалифицированным и опытным астрологом, не только предоставляет синтетиче¬скую картину наследственных склонностей и тен¬денций человека, но также указывает на латентные потенциалы, говоря о направлениях необходимого роста — короче говоря, дает символическую карту процесса самоактуализации.

Мецнер пишет в той же работе, что астрология должна использоваться как «помощник для психологии и психиат¬рии» и определяет астрологию как «астрономию, применяе¬мую для психологических целей».
Только символический язык достаточно универсален, что¬бы быть полезным для всех людей, молодых и старых, богатых и бедных, имеющих разное культурное и национальное про-исхождение и уровень образования. Величайшая проблема с теориями «личности» в общей психологии заключается в том, что они применимы только для определенной малой доли населения.
Астрология, с другой стороны, является наиболее полной теорией личности, она объединяет и обеспечивает основу для всех более специализированных теорий. Кроме того, тогда как символические техники, отличные от астрологии, могут быть полезными для некоторых людей в определенный период, они имеют явный недостаток — отсутствие внешних реперных точек и точной измеримой структуры. Астрология фактиче¬ски охватывает математический и символический язык жиз¬ни, синтезируя их в одну гармоничную систему, сфера приме¬нения которой гораздо шире, чем любой другой математи¬ческой или символической системы. Астрология доказывает свою всестороннюю уникальность не только точным описаниемтипов сознания, индивидуальных различий и типов энер¬гии, действующих в человеке, но она также раскрывает дейст¬вие универсальных законов гармоник, полярностей и психо¬физических энергий.