Архетип ВЕЧНЫЙ ЮНОША / ПУЭР

      На начальных этапах исследования архетипов в психологии, архетип вечного юноши рассматривается на примере литературных героев, в частности Маленького Принца Антуана де Сент-Экзюпери и имел определение «Пуэр».

Сходный с понятием "пуэр", в современной социальной психологии используется термин «кидалт» (kidult, от англ. kid – «ребенок», и adult – «взрослый»). 
     Кидалты – это люди, находящиеся в том возрасте, когда мы, казалось бы, вправе ожидать от них зрелости, зрелых решений, поведения, однако в реальности, глядя на них, взаимодействуя с ними, нас не покидает ощущение, что они ещё не выросли, ведут себя несообразно своему возрасту. 
     В 1983 г., в психологию ввели термин «синдром Питера Пэна», синдром мальчика, который никак не хотел взрослеть. 
     Все эти определения рассматривают одно и тоже явление.
     Чаще всего поведение «вечного юноши» присутствует у мужчин, но встречаются и женщины, которые имеют подобный тип поведения – их называют "вечные девушки".

Основные характеристики вечного юноши:

    артхетип вечный юноша  - очаровательный, привлекательный, творческий, увлечённый своими мечтами и фантазиями;
     - как правило, сам он полон жизни, но окружающие его люди испытывают подчас странную эмоциональную опустошённость;
     - асоциальный индивидуализм: будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе; я скромный гений; ложное чувство превосходства над другими;
     - нежелание, отказ брать на себя любые серьёзные (а лучше – вообще никаких) обязательства, давать обещания: постоянное ощущение, что это ещё не то, что ему нужно;
     - старательное бегство от обыденной, привычной жизни;
     - ему не нравится, когда кто-то/что-то его обременяет, привязывает к определённому месту/времени, не любит подчиняться никому и ничему;
     - ему присуще очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского;
     - сентиментален и одновременно может быть поразительно жесток: он может разорвать отношения одним махом, просто уйти, не считаясь с другими людьми;
     - способен работать/поддерживать отношения лишь до тех пор, пока он одержим этим, его это притягивает, он охвачен невероятным энтузиазмом, – в этом случае пуэр будет с этим, в этом сутки напролёт, пока совсем не лишится сил; заставлять себя пуэр не любит, поэтому если ему разонравилось что-то/кто-то, то он просто увильнёт от этой работы/этих отношений.
     Юнг, в своих исследованиях говорит о том, что, люди имеющие поведение «вечного юноши» и «вечной девушки» имеют материнский комплекс. Он связывает это с их ранним детством, где они постоянно ощущали на себе давление, повышенную, удушающую для них опеку матери, а позднее они стали болезненно зависимы от неё.
     Поэтому структуру этого  архетипа определяют отношения с матерью, выражающиеся в сильной эмоциональной (как позитивно, так и негативно окрашенной) привязанности, это ощущение условности, временности жизни мать юноши поддерживает, поощряя замкнутую ячейку «мы с тобой, сынок, против всего мира».
     Более мягкая форма подобного сценария – это извечное недовольство родителей (чаще всего матери) своевольным выбором сына: «он выбрал не ту жену», «мы столько в него вложили, а он бросил институт и пошёл работать не по семейной профессии».
     В случае предательства и бегства пуэра мать простит его и примет обратно, потому что мать задаёт сыну формат очень личных, интимных отношений, которые при нарушении своего заданного формата только углубляются и обогащаются новыми красками. 
Основные характеристики вечной девушки

    артхетип вечный юноша  - Юношеский энтузиазм, которым пуэлла заражает окружающих; 
     - Спонтанное мышление, способность к продуцированию большого числа оригинальных идей; 
     - Наивность суждений относительно обыденного мира, непрактичность; 
     - Ярко выраженный идеализм вместо реализма;
     - Ощущение жизни как временной и условной; 
     Пуэлла не чувствует реальности жизни, в которой она живёт. Для вечной девушки это временная, условная жизнь, которую нужно переждать до наступления чего-то поистине значительного. Всё это как-то не так, немного не то, жизнь ещё не началась, а когда начнётся, то вот тогда-то она и развернётся: испытает всё, что когда-то хотела, сделает всё то, что пообещала и за неисполнение чего её так часто упрекают так и не дождавшиеся совсем ничего окружающие люди. 
     Границы поведения задаёт ей отец, однако он не ограничивает её в одну отделённую от всех остальных людей ячейку вместе с собой – он требует только выполнения ею абстрактных идей закона, которые он считает единственно верными.
     В случае предательства и тем более бегства пуэллы отец не простит ей этого и не примет её обратно, ведь он не хочет с ней сложных эмоциональных человеческих отношений – ему всего лишь нужно, чтобы она исполняла свод жёстких правил, поддерживая тем самым правоту его картины мира. 
     Пуэлле важно находиться в состоянии потенциальности, поэтому ей сложно сделать выбор, остановиться на чём-то одном, принять на себя обязательства из-за сделанного выбора.
     Не то чтобы пуэлла жалела об уже сделанном выборе и, передумав, хотела выбрать другую альтернативу. Нет, ей бы вовсе не хотелось делать никакого выбора, останавливаться на одном варианте, тем самым закрывая, отсекая для себя всю гамму возможностей. 
Вечная девушка пытается привлечь к себе внимание окружающих, но не чувствует, что она действительно уникальная личность, которой есть чем удивить, заворожить и удержать интерес зрителя.
     Пуэлла ускользает от очередного обожателя, страшась столкновения с ощущением внутренней пустоты, с отсутствием твёрдого, ясного Я, которое потребуется предъявить партнёру в случае развития отношений.
     Распространяя яркие и ослепляющие (как других людей, так и себя саму) лучи, пуэлла всё время рискует быть пойманной теми, кто рассчитывает, что она может привнести в их жизнь больше праздника. 
     Желая привлекать внимание и будучи ориентированной на наслаждение в эмоциональных переживаниях, пуэлла часто оказывается оторванной от своего внутреннего Я – она его не осознаёт и очень боится того ощущения внутренней пустоты, которое возникает сразу, стоит лишь чуть отвлечься (осознанно отвлечься) от красования перед внешним миром.
     Эту пустоту она чувствует особенно остро, потому что, во-первых, в принципе ориентирована на чувства, а во-вторых, потому что она живёт по сценарию «всегда лихорадочно и хаотично пускаться на поиски любых эмоциональных переживаний» и отсутствие таковых для неё – всё равно что ломка для наркомана.
     Пуэлла стремится узнать, познакомиться с как можно большим числом переживаний, поэтому она не приемлет чётко очерченные границы как внутри себя, так и снаружи: набор жёстко регламентированных социальных ролей будет творчески перемешан пуэллой. 
     Причём открытого противостояния пуэлла не окажет – она просто ускользнёт, уйдёт куда-то туда, где этих границ нет (необязательно физически, возможно, она просто погрузится в своё воображение, где она – это постоянно меняющаяся личность, та, которую она хочет примерить в данный краткий миг). 
     Слепое отцовское подчинение якобы объективному Закону, так же как и слепая материнская любовь, практически не оставляют выбора пуэлле и пуэру – они должны сбежать, вырваться из предопределённой для них клетки. 
Карта с чистым Архетипом Вечного Юноши: