ИСТОКИ САКРАЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ( Главы из книги БОЛЬШОЙ УЧЕБНИКСАКРАЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ«Спалах» Киев 2002)

Глава 8. КРАТКАЯ ИСТОРИЯСегодня только самые ленивые не читают гороскопы, заполонившие последние, аиногда и первые страницы газет и журналов, звучащие с экрана телевизора и предлагае-мые в виде красочных брошюр в газетных киосках. Споры об астрологии, ведущиеся, на-верное, с момента ее возникновения, не утихают и поныне. С одной стороны, она опери-рует научными астрономическими и математическими данными. С другой, – опираетсяна тайное, герметическое, эзотерическое знание. Взаимоотношения первого и второго ре-гулируются произвольно: то, что невозможно объяснить научно или экспериментально,тут же находит мистическое оправдание, и чем богаче у астролога воображение и запасспециальных терминов, тем убедительнее это оправдание звучит. Но даже в случае пре-дельно скептической оценки данного феномена возникает вопрос: если астрология плодчеловеческой фантазии, предназначенный для обмана честных людей, то каким образомей удалось выжить на протяжении тысяч лет в неубывающем окружении как многочис-ленных сторонников, так и не менее многочисленных противников?105Конечно можно сослаться на склонность человека быстро забывать собственныеошибки и многократно спотыкаться на одном и том же месте. Достаточно убедительнымвыглядит и аргумент, основанный на неослабевающем интересе человека к собственномубудущему, скорее, на страхе перед будущим, особенно свойственном атеистам. На этойслабости человека тысячи лет паразитирует мантика, а астрология в той части, где ей нехватает собственных возможностей, примыкает к мантике без колебаний. Эту мысль под-тверждают авторитетные современные астрологи, считая сочетание в астрологии научно-го и оккультного планов естественным. Вот что говорит по этому поводу Николас Кэм-пион: «Как же астролог разрешает этот парадокс? Ответ, как это ни удивительно, заклю-чается в исключительно сильной позиции астрологии, поскольку успехом в выживании втечение четырех тысячелетий астрология обязана своей способности (в отличие от всехдругих наук) иметь дело как с физическим, так и с метафизическим пониманием сущест-вования. Астрология – одновременно и пророчество, и гадание, даже магия, но при этомона неразрывно связана с такими физическими явлениями как движение Солнца, сменавремен года, дня и ночи. Это единственная область человеческих знаний, способная объ-единить под одним знаменем разрозненные дисциплины. Одни астрологи называют аст-рологию искусством, другие наукой; одни – психологией, другие – гаданием. Истина жев том, что она, по ею же заявляемым правам, всеобъемлюща».Отметим существенный момент: как справедливо отмечает Н. Кэмпион, правилаоценки собственной природы и собственных возможностей астрология устанавливаетсама, и правила эти на протяжении всей истории ее существования менялись сотни, еслине тысячи раз.Начало«Когда Авраам жил на земле, то религиозная звездная астрономия уже давно суще-ствовала. Задолго до письменности, задолго до исторического времени» [65.422]. Опре-делить не только момент, но даже период возникновения астрологии практически невоз-можно. На Украине возле села Гонцы найден древнейший документ, слоновий клык, накотором резцом нанесены фазы луны на протяжении четырех месяцев. По мнению уче-ных, возраст образца – 12– 16 тыс. лет. Столь давние времена скрывают в себе исток аст-ролатрии – религии звезд, которые в языческих культурах рассматривались как боги,управляющие прошлым, настоящим и будущим, а потому требовали служения и жертво-приношений. Традиция называть звезды именами языческих богов дошла практически донашего времени. Даже открытая астрономами в 1930 г. новая планета получила имя рим-ского бога подземного царства Плутона. Кстати, астрологи, которые к данному факту от-ношения не имели, немедленно стали трактовать «влияние» Плутона в соответствии сримской мифологией, т. е. как связанное со смертью и преображениемВ определении времени возникновения зодиакальной астрологии расхождения ис-ториков весьма значительны – от XII до II тысячелетия до н. э. По мнению доктора исто-рических наук Н. А. Чмыхова «...возникновение зодиака можно отнести ко времени гла-венства в нем еще Рака» [66.306] т. е. к периоду до 6680 года. Что же такое Зодиак? Наэтот счет у астрологов существует несколько астрономических определений: одни счи-тают Зодиаком круг, разделенный на 12 равных отрезков и совпадающий с эклиптикой –видимым годовым движением Солнца; другие – пояс вдоль эклиптики шириной от 9° до23°; третьи – проекцию 12 секторов небесной сферы на плоскость эклиптики. Но все схо-дятся в следующем: во-первых, в названиях зодиакальных знаков (Овен, Телец, Близне-цы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы); во-вторых, в106том, что тропический Зодиак начинается в точке весеннего равноденствия и, в-третьих, втом, что каждая планета Солнечной системы в своем поступательном движении, попадаяв тот или иной зодиакальный знак, в корне меняет характер своего влияния на события,происходящие на Земле.С одной стороны, астрология антропоцентрична. Загораются и гаснут звезды, бу-шуют ураганы и землетрясения, сметая с лица земли все и вся, ежесекундно рождаются иумирают миллиарды существ, разрушаются старые горы и вырастают новые. Но весьэтот круговорот представляется бессмысленным, если в нем отсутствует человек. С дру-гой, – она недвусмысленно претендует на изучение практически всех живых и неживыхкомпонентов реальности. Здесь уместно привести определение астрологии словами из-вестных астрологов Марион Марч и Джоан Мак-Эверс: «Астрология – это наука, котораяисследует влияние небесных тел на живую и неживую природу, а также реакцию живой инеживой природы на это влияние» [40.1:15]. К анализу данного определения мы вернемсяпозже. А пока отметим, что зодиакальная астрология, изучавшая влияние планет на фонеопределенных зодиакальных знаков, просуществовала почти до начала I тысячелетия дон. э.В среде современных астрологов присутствует спорное мнение о вавилонском про-исхождении мировой астрологии, впоследствии распространившейся по всему свету. Од-нако недавние находки древних египетских зодиаков вносят в данный вопрос еще боль-шую путаницу. И все же, исходя из сугубо научных данных, наиболее вероятным являет-ся ее Ближневосточное происхождение. В частности, об этом свидетельствует тот факт,что еще в IV тысячелетии до н. э. велись астрономические наблюдения в Древнем Егип-те, а около 1300 г. до н. э. был создан папирусный календарь, подтверждающий веруегиптян в счастливые и несчастливые дни. Вторая половина III тысячелетия до н. э. – на-чало систематического наблюдения неба шумерами. К XX– XVI вв. до н. э. относитсяСтаровавилонский период ме-сопотамской астрологии; им датируются древнейшие из-вестные астрологические тексты Двуречья. К Касситскому периоду (1530–1160 гг. до н.э.) относят появление серии предзнаменований «Энума Ану Энлиль». И, наконец, в VIIIв. до н. э. в Месопотамии составлена клинописная астрологическая серия «Мул Апин».Начиная с VII в. до н. э., начинает формироваться астрология гороскопическая. Чтоже такое гороскоп? Этимологически – измеритель времени; астрономически – точка го-ризонта, восходящая в определенное время относительно определенного места на по-верхности Земного шара; астрологически - та же точка, называемая Асцендент, но чаще -карта-чертеж с изображением расположения планет и светил относительно эклиптики вопределенное время и в определенном месте. Начиная с возникновения гороскопическойастрологии, вокруг зодиакального круга появляется еше один – диурнальный, состоящийиз так называемых 12 домов или полей, каждое из которых раскрывает одну из 12 темжизни и деятельности человека: самореализации, накопления, общения, семьи и т. д., и т.п. К 410 г. до н. э. относят ученые древнейший из известных гороскоп составленныйпредположительно в Вавилоне.Также следует отметить существенный факт. Как свидетельствуют результаты по-следних исследований в давние времена астрологи знали все 12 планет солнечной систе-мы, включая Уран, Нептун и Плутон, открытые астрономами за последние 200 с неболь-шим лет. «Древняя наука изучала весь этот «Малый Космос»; она была не суеверныммечтанием о влиянии «звезд», как современная астрология, но точной наукой» [57.46].Откуда пришли эти знания, современная наука ответить не в состоянии. С точки зрениятеологии в начале времен человек обладал знаниями, данными ему Творцом, но, отпав от107Его воли, постепенно их растерял. Достаточно убедительной представляется гипотеза отом, что в связи с деградацией современного мира, частью которого является человек,острота его зрения со временем ослабела, а вместе с ней он утратил способность разли-чать на небесной сфере трансурановые планеты. Эти «вновь открытые» космическиеобъекты многими современными астрологами рассматриваются как влияющие на массо-вые процессы, а потому именуются «высшими», а планеты «низшие» (от Солнца до Са-турна) связываются с вопросами личными.Согласно одной из авторитетных гипотез в глубокой древности астрология ставилапервостепенной целью изучение души человека, а для этого не нужны ни высокоточныематематические расчеты, ни современная гороскопия. Со временем человек все большеотходил от Божьего Плана, а потому все больше испытывал страх перед будущим. По-степенно астрология из сферы сакральной деградировала в сферу оккультную, приближа-ясь к мантике и подчиняясь интересам магии. Стимулирование свободной воли кверентаотошло на второй план, а затем и вообще исчезло из поля зрения. Астрология частичнотрансформировалась в синтез фатализма, математики и астрономии, а прогнозированиесудьбы постепенно отодвинуло на второй план астропсихологическое исследование. Иэто несмотря на то, что видные эзотерические авторитеты древности считали все герме-тические науки одной системой психологического изучения человека, а мистическуюсимволику – «условным, сокровенным языком для выражения психологических идей»[58.224]. В некоторых современных специализированных словарях астропсихология неудостоена даже права считаться самостоятельным направлением астрологии. Возвраща-ясь к ее изначальной антропоцентричности можно с полной ответственностью утвер-ждать бессмысленность всякого астрологического исследования вне психологическогоконтекста.В результате основные интересы астрологии переместились из настоящего в буду-щее, а потому возросла потребность в прогнозе, а значит и повышении математическойточности расчетов. Эти тенденции в свою очередь обусловили интенсивное развитие ас-трономии и ее последующее отделение от астрологии.От Месопотамии до РимаИсторики предполагают, что еще задолго до появления гороскопа из Месопотамииастрология распространилась по всей Азии, и как следствие, появились самобытные аст-рологические школы в Индии и Китае.Индийская астрология в большей степени оперировала не зодиакальными знаками, асозвездиями и ключевой планетой считала Луну. Руководствуясь так называемым карми-ческим подходом к реальности, индийские астрологи ориентировались прежде всего напрогноз, причем в его крайне фатальной форме. К I в. н. э. относится создание «Гарга-самхиты», наиболее раннего полного изложения астрологии предзнаменований в Индии.С тех пор и до настоящего времени основные принципы индийской астрологии почти неизменились. Сегодня это вполне самостоятельная астрологическая система со своими ус-тоявшимися многовековыми традициями и самобытными методами – Джйотиш, мирнососуществующая с традиционной деревенской формой предсказаний – Бхригу-шастри.Фундаментальные понятия Джйотиша – 9 грах [планет], 12 раши [знаков] и 12 охав [до-мов]. Граха – не только планета, этот термин обозначает «влияющий», «оказывающийвоздействие» или «заставляющий». Согласно правил Джйотиша граха влияет не толькона человека, но и на любой из земных объектов, заставляя его (человека) проявлять опре-деленные качества и совершать определенные поступки. Характерно, что Джйо-тиш тра-108диционно не рассматривает транс-сатурновые планеты. Кроме Сурйи [Солнца], Чандры[Луны] и пяти планет Джйотиш использует лунные узлы – Раху и Кету – математическиеточки (нематериальные грахи) пересечения Лунной орбиты с эклиптикой. Указанныесемь грах соответствуют планетарным аналогам в западной астрологии (Буддха – Мерку-рий, Мангала – Марс и т. д.).Раши – хоть и знак Зодиака, но значительно отличающийся от своего западного«собрата». Джйотиш использует сидерический (звездный), то есть неподвижный Зодиак,в котором началом отсчета служит определенная звезда. Западная же астрология исполь-зует тропический, т. е. подвижный Зодиак, началом которого считается точка весеннегоравноденствия. Точки начала сидерического и тропического Зодиаков сегодня отличают-ся на 23°, что делает невозможным совместное использование Джйотиша и так называе-мой Западной астрологии.Бхава переводится как «дом». Бхава как и раши равна 30°. Первая бхава (до какого-то момента) – это раши, который восходит на горизонте в данный момент времени, пере-секаемый восточным направлением. Тогда вторая бхава – это раши, следующий за рашипервой бхавы. Первая бхава – самая важная и назывется Лагна. Западная астрология на-зывает ее «Асцендент».Следует отметить, что несмотря на категорическое отстаивание современными по-клонниками Джйотиша его преимуществ, большой разницы в практических результатахпредсказаний астрологов индийских и западных не наблюдается.Дальний Восток создал свою астрологию, в корне отличающуюся и от зодиакальнойи от гороскопической. К XV в. до н. э. относятся наиболее ранние из известных в Китаеастролого-астрономические тексты на гадальных пластинках, а около 355 г. до н. э. ки-тайский астролог Гань Гун пишет известный трактат «Синь-чжан». Китайская астроно-мия и астрология ориентировались прежде всего на цикличность годичных возвращений«чэн» неподвижных звезд Антареса, Ориона и других, которые указывали на начало зем-ледельческих сезонов. В то же время, еще в книге «Кайюань-чжандан» упоминается ка-лендарь, составленный в середине III тысячелетия до н. э. при правлении полулегендар-ного императора Хуан-ди.2637 г. до н. э. – дата отсчета шестидесятилетних циклов китайского календаря. Нопочему именно шестидесятилетних? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как можетпоказаться на первый взгляд. Дело в том, что каждая новая императорская династия вКитае, а иногда и отдельные ее представители, вводила новую календарную систему,причем весьма далекую от совершенства. Например в 84 г. н. э. император Чжен-ди при-казал ввести поправку в движения планет чтобы получить благоприятное астрологиче-ское предсказание. Начиная приблизительно с конца I в. н. э. реформы календаря в Китаепроводились около 70 (!) раз.Наиболее вероятная из версий происхождения шестидесятилетнего цикла следую-щая. Согласно древнейшей даосской традиции мир состоит из пяти взаимопорождающихи взаимоуничтожающих первоэлементов: дерева, огня, земли, металла и воды, каждый изкоторых проявляется в соответствии с двумя исходными космическими началами ЯН иИНЬ. Согласно той же традиции, было принято делить месяц на три декады («сюнь») по10 дней каждая, которые китайцы называли «небесными ветвями» (или «пнями»). Дляобозначения месяцев года использовались 12 «земных ветвей», названных именами ле-гендарных животных, каждое из которых в какой-то мере соотвествовало определенномузодиакальному знаку, так называемой Западной астрологии: Цзи-шу («мышь») – Овен,Чоу-ню («корова») – Телец и т. д. Таким образом, сакральными в Древнем Китае счита-109лись числа 2, 5, 10 и 12.Особую роль в китайской астрономии и астрологии играли две самые крупные пла-неты Солнечной системы – Юпитер (период обращения около 12 лет) и Сатурн (периодобращения около 30 лет). Таким образом шестидесятилетний цикл можно считать произ-водным как от Юпитера (12 х 5 = 60), так и от Сатурна (30 х 2 = 60). Сатурн китайцы на-зывали Чжэнь-син – «Желтый император» и считали его, ведающим многими добродете-лями, а Юпитер – самой позитивной планетой Солнечной системы. Они верили, что дви-жение Юпитера по Зодиаку приносит блага и предупреждает о несчастьях. Так, в извест-ном трактате Сыма Цяня «Ши Цзы» (145 – около 86 г. до н. э.) описано перемещениеЮпитера через зодиакальные созвездия на протяжении 12 лет и связанные с этим собы-тия в стране: «Если Юпитер восходит, то всплывая, то погружаясь в облака, то в государ-стве, над которым он движется, будут успехи в работах на Земле... Если цвет Юпитеракрасный и он испускает пучки лучей, то в государстве, над которым планета, наступаетизобилие. Тот правитель, который сталкивается с излучением планеты в виде пучков лу-чей и вступает в войну, не победит...» [32.195]. В каждом из Зодиакальных знаков Юпи-тер пребывает около года, а потому по аналогии с цикличностью его обращений каждыйиз 12 годов шестидесятилетнего цикла стал трактоваться в соответствии с древней, то лидаоской, то ли буддийской традицией. В результате, годы, месяцы и часы в сутках оказа-лись поделенными между двенадцатью мифическими животными (Мышью, Быком, Тиг-ром, Котом, Драконом, Змеей, Лошадью, Овцой, Обезьяной, Петухом, Собакой и Каба-ном) и пятью первоэлементами. В течение этого цикла каждое из «животных» 5 раз «ме-няет» свой цвет, планету, время года, страну света и первоэлемент. В то же время, учи-тывая многочисленные астрономически немотивированные календарные реформы в Ки-тае, не следует искать полного соответствия между началом календарного года и вхож-дением Юпитера в какой-либо зодиакальный знак. Начало года китайского лунно-солнечного календаря приходится на новолуние в период с 22 января по 28 февралявключительно (по григорианскому календарю) и с движением Сатурна или Юпитерафактически не связано.В Японии, где принята китайская система календарных циклов, к астрологии по се-годняшний день относятся очень серьезно. В данном контексте показателен случай, рас-сказанный социологом Осаму Иносита: «1966 год по традиционному японскому календа-рю был годом Лошади, причем не «обычной», год которой повторяется каждые 12 лет...,а «огненной», бывающей раз в 60 лет. Согласно восточным поверьям, в такой год случа-ется много пожаров, и, что самое удивительное, люди считают, что женщина, рожденнаяв этот год, наделяется неуступчивым, решительным характером. В японском обществе,как показано выше, такой характер женщины считается ущербным. В Японии ценитсязастенчивая, покорная супруга. Девушка с неподатливым характером – неподходящаяневеста.В 1966 г., т. е. в год огненной Лошади, японские статистики отметили резкое паде-ние рождаемости. По сравнению с предыдущим 1965 г., она сократилась на 25%. Причембыло отмечено изменение полового состава новорожденных. Обычно мальчиков в Япо-нии рождается чуть больше девочек (на 100 девочек приходится примерно 105 мальчи-ков). В конце же 1966 г. на сотню девочек пришлось 117 мальчиков. Однако в началеследующего года, т. е. 1967-го, этот показатель упал до 99%. Получилось так, что в новомгоду природа вдруг изменила свой генетический код, что само по себе есть вещь неверо-ятная. Причина – исключительно в народных суевериях. Японские социологи убедитель-но доказали этот факт...110Дело заключается в том, что во второй половине XX века суеверия получили мощ-ную поддержку от современных средств массовой информации. Так, в 1964–1965 гг. га-зеты, радио, телевидение, сообщая о приближении года Лошади, рассказали и о старин-ном поверье, связанном с этим годом. Никто, конечно, не призывал уверовать в печаль-ную судьбу женщин, рожденных в 1966 г. и ждущих в будущем мужей. Мало того, авто-ры передач и статей искренне надеялись развеять у населения веру в предрассудки и суе-верия. Однако все получилось как раз наоборот.В 1965 г. упало количество свадеб (молодые не хотели, чтобы у них в 1966 г. родил-ся ребенок). Те же, кто все же вступил в брачный союз, старались воздержаться от того,чтобы иметь детей» [48.95-97].Когда и каким образом астрология появилась в Европе? Первой здесь, естественно,была Греция. В истории греческой астрономии и астрологии можно выделить нескольковажных событий: философ Эмпедокл (490–430 гг. до н.э.) создает классическое учение очетырех стихиях; около 432 г. до н.э. афинский астроном Евктемон вводит тропическийЗодиак, который был уточнен выдающимся древнегреческим астрономом Гиппархомоколо 139 г. до н. э.; известный астроном и систематизатор методик эллинистической ас-трологии Клавдий Птолемей (около 90–160 гг. н. э) создает знаменитый астрологическийтруд «Тетрабиблос».С одной стороны, греческая астрономия была уже высоко развита, когда Беросс,жрец вавилонского бога Бела, основал в 300 г. до н. э. первую греческую астрологиче-скую школу на острове Кос. С другой, – бурное развитие мантики и особенно оракуловтак и не позволило греческой астрологии стать чем-то особо примечательным в истории.Хотя дошедший до нашего времени «Тетрабиблос» дает основания признать ее сущест-венное влияние на последующее развитие астрологии в различных странах Европы.В то же время задолго до Птолемея астрология эффективно использовалась в древ-негреческой медицине, в частности, столь авторитетным врачом как Гиппократ (460– 377гг. до н. э.). Судя по дошедшим до нас высказываниям, его отношение к астрологии былоскорее сакральным, нежели оккультным. Он говорил: «Я не буду предсказывать счастье,удовлетворять нездоровое любопытство, изумлять или мистифицировать. Я даю советытолько тем, кто имеет проблему и чувствует потребность в помощи. Вместо предсказанийи прогнозов я пытаюсь установить правильное мышление, которое поможет смягчить илиполностью устранить неблагоприятные тенденции... Я придерживаюсь точки зрения сво-бодной воли и эмоционального самоконтроля в противоположность фатализму и предо-пределенности». Таким образом, Гиппократ определяет правильное мышление и эмоцио-нальный самоконтроль главными условиями не только эффективного использования сво-бодной воли, но и устранения неблагоприятных тенденций, вызывающих те или иные за-болевания.В Древнем Риме к астрологии относились по-разному, начиная со всеобщего увле-чения и заканчивая непримиримой обструкцией и тотальным запретом. В то же времяримские специалисты оставили заметный след в истории мировой астрологии. Около 22г. до н. э. у римского астролога Балбилла встречается первое достоверное упоминаниеАсцендента, Середины Неба и Лунных Узлов, а в. 15–20 гг. н. э. Марк Манилий пишет«Астрономику» в пяти книгах, наиболее значимое литературное исследование римскойастрологии.После смерти Гая Юлия Цезаря астрология пережила небывалый взлет. ИмператорыАвгуст и Тиберий активно способствовали ее развитию и пропаганде. В этот период аст-рология оказывала все большее влияние на «сильных мира сего», с чем, естественно, не111хотели мириться некоторые влиятельные римские аристократы и интеллектуалы. Посте-пенно стараниями Плиния Старшего и, особенно, Ювенала астрология потеряла завое-ванные позиции.Эра ХристаС приходом в мир христианства развитие астрологии перешло в новую фазу. Со-гласно Евангелию от Матфея первыми приветствовали Христа астрологи-волхвы. С дру-гой стороны, волхвование включало в себя совершенно неприемлемые для христианствавиды оккультной деятельности, такие как спиритизм, магия и мантика. Однако к томувремени синкретизм волхвов уже приобрел тенденцию к специализации, а потому астро-логия и астрологи рассматривались ранними христианами как, возможно, не имеющиеотношения к традиционному оккультизму. По словам епископа Василия (Родзянко) аст-рология «не изгоняется», а частично «христианизируется». Он же точно и недвусмыслен-но раскрывает то, в чем астрология не только не противоречит христианству, но и спо-собствует утверждению одной из его центральных идей. «Космическая уникальность че-ловека в рождении предопределена... Здесь откровение астрологии замечательно. Дело втом, что каждый из нас рождается в определенное время, в определенном месте и при оп-ределенном небесном сочетании солнца, луны, планет и звезд. Это сочетание времени,места, состояния солн-Ца, луны, планет и звезд неоспоримо. Совмещение данных обстоя-тельств уникально, как отпечатки пальцев, как конкретная генетическая программа. Вы-ходит, что человек хо^ тя уникален, но не одинок, не разобщен со вселенной, не отчуж-ден от нее» [52.18].В то же время астрологию в ее оккультном варианте активно использовали противо-стоящие традиционному христианству гностики, особенно Александрийские и преждевсего Плотин (III в. н.э.). Астрология неоднородна и делится на разновидности оккульт-ную и сакральную, отличающиеся технически, но прежде всего идеологически. ПопыткаПлотина примирить оккультную астрологию с христианством успеха не имела, как неимели сколько-нибудь существенных последствий его попытки внедрения в христианст-во гнозиса.Апологет раннего христианства Ориген Александрийский (185–254 гг.) считал звез-ды существами одушевленными и изумительный порядок в их движении приписывал ихразумности: «Если светила суть одушевленные и разумные существа, то последователь-ность рассуждения требует еще рассмотрения того вопроса, одушевлены ли они вместе ссотворением тел, в то время, когда, по слову Писания, «И создал Бог два светила вели-кие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее для управления ночью извезды» [Бытие. 1:16], или же души их сотворены не вместе с телами, но Бог уже извневложил (в светила) дух после того, как были сотворены тела их. Я, со своей стороны,предполагаю, что дух вложен извне: но это предположение нужно еще доказать из Свя-щенного Писания, потому что на основании свидетельств Писания оно утверждается вовсяком случае с большею трудностью, чем с помощью одних только догадок. А посред-ством догадок это положение можно доказать следующим образом. Если человеческаядуша, – которая, как душа человека, конечно, ниже, – не сотворена вместе с телами, новселена извне, то тем более это нужно сказать о душах живых существ, называемых не-бесными» [44. 85].Конечно, сегодня рассуждения Оригена представляются утопией как с точки зрениянауки, так и с позиций сакральной астрологии.112Отношение к астрологии раннехристианских теологов было неоднозначным. Авгу-стин Блаженный Аврелий (354– 430 гг.) неоднократно менявший свое отношение к «нау-ке о звездах», в «Семи аргументах против астрологии» писал:«1. Верящие в то, что Бог дал звездам власть вершить судьбы людей, наносят вели-кое оскорбление небу, ибо получается, что самим Богом предопределено некоторым лю-дям совершать злодейства.2. Выходит, что суду Божию нет места в делах человеческих, если им придана неот-вратимая необходимость.3. Душа входит в человека с его зачатием, роды желишь этап развития, предопреде-ленного зачатием. Астрологи совершенно неосновательно составляют гороскоп на рож-дение, а не на зачатие.4. В одно и то же время рождаются люди с совершенно различными характерами исудьбой, хотя расположение звезд в момент их рождения было одинаковым.5. Судьба близнецов бывает различной, хотя у них один и тот же гороскоп.6. При кораблекрушении одинаково тонут люди с самыми разными гороскопами.7. Почему влияют на судьбу только светила зодиакального пояса, хотя все небоусеяно не менее яркими звездами».С момента, когда Августин Блаженный сформулировал эти вопросы, прошло болееполутора тысяч лет. Можно ли сегодня ответить, в чем он был прав, а в чем нет? БедаАвгустина как и многих современных противников астрологии состояла в поверхностномзнании объекта критики явно недостаточном для столь категоричных выводов. Не пре-тендуя на полноту и окончательность выводов, попробуем дать ответы на вопросы, по-ставленные Августином. Итак:1.Звезды не вершат судьбы людей, но лишь сообщают о них важную информациютем, кто понимает их язык. Следовательно, человек вершит злодейство исключительно пособственной воле.2.Неотвратимы не дела человеческие, а Суд Божий. Неотвратимость дел несовмес-тима со свободной волей человека, дарованной ему Господом, а значит противоречит ре-альности.3.Момент зачатия есть великая тайна и отследить его во времени с требуемой точ-ностью практически невозможно. Но даже в случае его определения гороскоп зачатияможет рассказать лишь о протекании беременности и жизниплода в утробе матери, который лишен возможности принимать решения и действоватьсамостоятельно. В отличие от гороскопа зачатия, гороскоп рождения рассказывает осудьбе новорожденного человека, обладающего и разумом, и свободной волей, и воз-можностью ее реализации.4.Во-первых, существенное отличие в судьбах одновременно родившихся определя-ет место рождения. Во-вторых, характер человека проявляется не столько в его поступ-ках или поведении, сколько в его мыслях и намерениях невидимых постороннему глазу.А потому судить о характере исключительно по внешним проявлениям индивида как ми-нимум опрометчиво. В-третьих, судьба человека – это программа испытаний Богом егодуши. Но, при определенном сходстве характера испытаний, их конкретная форма у ро-дившихся в одно и то же время, может значительно отличаться.5.У близнецов судьба в основном одинакова. Но чело113век – не робот, а потому каждый из них может выбрать собственное решение сходныхпроблем. Поступок человека диктуется свободной волей, системой ценностей и уровнемдуховности, т. е. теми факторами, которые к судьбе отношения не имеют, а вырабатыва-ются на протяжении жизни как личностные характеристики. Кроме того, близнецы в за-висимости от их свободного выбора могут стараться сохранить сходство в поведении илиже наоборот – сознательно пытаться четче обозначить собственную индивидуальность.6. На тонущем корабле, Богом собраны только те люди, срок жизни которых с Еготочки зрения истек. Но двух полностью одинаковых гороскопов практически не бывает ивремя кончины человека ведомо только Господу.7. Светила зодиакального пояса, впрочем, как и все остальные, на судьбу не влияют.Информируют же человека о его судьбе и врожденных свойствах характера только пла-неты и светила Солнечной системы, частью которой он является.В эпоху Средневековья астрология продолжала развиваться в деятельности одино-чек и к началу Ренессанса воплотилась в множестве литературных трудов, осевших в об-ширных библиотеках католических монастырей и гностических сект: «...христианскиеСоборы пытались скорректировать положение, осуждая детерминистские претензии аст-рологии, преувеличение ею мощи звезд, но собственно астрологию, в частности Вифле-емскую, не отвергали» [52.13].Значительную роль в истории сыграла астрология арабская, пережившая расцвет сIX по XIII вв. Здесь оставили заметный след Абу Машар, Бируни, Абоаден Гали, АбенРагель, Ибн Сина и многие другие. Являясь, по сути, продолжением вавилонской школы,арабская астрология внесла свой вклад в астрологию мировую в виде, так называемых«арабских частей» или «жребиев» - точек на эклиптике, акцентирующих позитивные илинегативные события в жизни человека. «Арабские части» рассказывают о еще более уз-ких вопросах, чем «дома»: о торговле, путешествиях, братьях, сестрах и т. п. Арабскаяастрология, проникшая в Европу благодаря крестовым походам, мавританским завоева-ниям, а также традиционным торговым связям Востока и Запада, дополнила средневеко-вую европейскую, послужившую основой современной Западной.Расцвет Европейской астрологии приходится на XIII– XVI вв. К этому периоду от-носится возрождение традиции придворных астрологов, возникают кафедры астрологиипри ведущих университетах Европы. Фома Аквинский в сочинении «Сумма теологии»рассматривает астрологию как часть отношений между человеком и Космосом; итальян-ский астролог Антонио де Монтульмо создает трактат «Astrorum iudicia», посвященныйвопросам натальной астрологии; выдающийся немецкий математик, астролог и астрономРегиомонтан (1436–1476 гг.) составляет первые печатные эфемериды, а в 1483 г. в Римеиздается астрологический трактат Георгия из Дрогобыча «Прогностическое суждение...».Значительный вклад в астрологию эпохи Возрождения принадлежит автору «Оккультнойфилософии» Агриппе Неттесгеймскому, а также философу, алхимику и врачу, активнозанимавшемуся астрологией Парацельсу. Несколько позже появляются имена и другихвыдающихся астрологов – Кеплер, Раньо Неро и, наконец, знаменитый Нострадамус, ко-торого, увы, нельзя назвать астрологом в так сказать, «чистом виде». Согласно оставлен-ным записям, Мишель де Нотр Дам (так правильно пишется его имя) обладал даром яс-новидения и успешно сочетал его с наблюдением за звездами. На феномене этого, безус-ловно выдающегося человека, стоит остановиться подробнее.114Парадокс НострадамусаЭта история началась весной 1990 г. в тот момент, когда автор этих строк неожи-данно обнаружил в каталоге Центральной научной библиотеки АН Украины учетнуюкарточку, свидетельствующую о наличии в фондах оригинала «Пророчеств» знаменитогоМишеля Нострадамуса. В ответ на просьбу показать раритет, заведующая отделом ред-кой книги ЦНБ Евгения Петровна Демченко грустно улыбнулась, – к сожалению, книгунайти не могут. Видимо, утеряна или украдена, как и многое в нашей истории. И все же,уступив настоятельным уговорам, Евгения Петровна в очередной раз отправилась на по-иски и... книга была обнаружена благодаря Божьему провидению, а формально – ошибкепри заполнении карточки. И вот, это великое произведение великого автора, сокровищеразмером 10 х 16 см и объемом 130 страниц оказалось первым полным посмертным соб-ранием «Пророчеств», изданным в Лионе в 1605 г. Несовершенство существующих пере-водов послужило импульсом к созданию перевода более совершенного, максимальноприближенного к оригиналу. Учитывая, что стихотворная форма была выбрана Ностра-дамусом не более, чем с целью облагораживания литературного материала, авторы пере-вода ограничились прозаическим подстрочником, дабы ничего не упустить и ничего неисказить.Знатока среднефранцузского языка, да еще ориентирующегося в прованском диа-лекте и латыни, найти оказалось не так уж просто. Но вот, наконец, совместные усилияспециалистов Киевского Государственного Университета В. Бурбело и Е. Соломарскойувенчались успехом, и в 1991 г. киевское издательство «Лыбидь» публикует самый со-вершенный из существующих русских переводов наследия великого французского аст-ролога.Я сижу ночью, один в тайном кабинете, Опершись на медную подставку, Язычокпламени, выходящий из одиночества, Приносит успех тому, кто верит не напрасно[49.21].Этими словами начинаются Центурии (столетия), вызывающие на протяжении всегосвоего многовекового существования не только неослабевающий интерес историков, ок-культистов, обывателей, но и ставшие материалом для невероятного количества подде-лок и спекуляций. В течение последних веков повышенным вниманием творчество Ност-радамуса неизменно пользовалось в критические моменты истории: от Великой француз-ской революции, Наполеона и Гитлера до эпохи распада СССР. И каждый раз «выдаю-щиеся толкователи» безапелляционно утверждали, что «Пророчества» описывают имен-но их время, их миссию.Как всякий пророк (хотя Нострадамус пишет, что не считает себя пророком), рас-сказывая о грядущих событиях, он, по традиции, не называет дат, за исключением перио-да с 1555 по 1567 гг., где указаны не только годы, но и месяцы. Ни один из библейскихпророков, сообщая волю Господа, не указывал сроков ее исполнения, тем самым даваялюдям шанс изменить порочный курс. Тем же принципам старался следовать и Ностра-дамус. Видимо поэтому, содержание грядущих событий изложено им в форме символи-ческой, иносказательной. «Я скрыл здесь от знающих и осторожных, то есть могущест-венных и правящих, и разъяснил все избранным и проницательным», – пишет он в пре-дисловии к первому изданию. Казалось бы, цель подобного вуалирования понятна – недать политикам, как настоящим, так и будущим, возможности спекулировать судьбонос-ной информацией в корыстных интересах. Христианин целиком и полностью полагаетсяна Божью волю, а потому позитивность или негативность своего будущего ставит в зави-115симость от Божьей оценки собственных отношений и поступков в настоящем. Атеист также, как и оккультист полагается преимущественно на собственные силы, а потому знаниебудущего считает однозначно необходимым. Информация о днях завтрашних на разныхлюдей влияет по-разному. Когда будущее открывается с лучшей стороны, это приумно-жает силы и вселяет оптимизм. Негативная же информация в лучшем случае временнодеморализует, а в худшем – программирует заданный итог. Это особенно ярко проявля-ется в случаях, когда человек узнает конкретный срок какого-либо катастрофическогособытия. Поэтому «туманный стиль» изложения «Пророчеств» М. Нострадамуса в целомможно считать оправданным.Каким образом и когда обрел он дар ясновидения? Биографы отмечают три значи-тельных периода в жизни великого предсказателя, причем границы между ними обозна-чены достаточно жестко. Первый (1503-1538 гг.) – становление личности, получениевысшего медицинского образования, женитьба и рождение детей, успешная врачебнаядеятельность и... неудачная борьба с эпидемией, в которой гибнет не только его профес-сиональная репутация, но и вся семья. Полное фиаско в 35 лет! Второй период (1538–1545 гг.) – биографы упоминают о странствиях по юго-западу Европы. Но где именнопобывал Нострадамус и причину его триумфального возвращения историки объяснить немогут. А триумф был величайший – победа над эпидемиями в Эксе и Провансе. Причемвыздоровление наступало только в случае сочетания медикаментозного лечения и опре-деленных молитв. Уходит в небытие лекарь-неудачник. На смену Нострадамусу-обывателю приходит Нострадамус-целитель, глубоко верующий человек, жизнь и дея-тельность которого целиком посвящены утверждению христианского идеала. Огромныеденьги, полученные от короля за победу над эпидемиями, он жертвует сиротам и жите-лям пострадавших областей; создает фундаментальные труды в области медицины, фи-лософии, астрологии и, наконец, публикует «Пророчества», снискавшие ему всемирнуюизвестность на века.Пользуясь покровительством короля Генриха II, а затем Карла IX, Нострадамус темне менее отказывается от благ придворной жизни и все чаще, замыкаясь в стенах фран-цисканского монастыря, предается молитвам и литературной деятельности. В ночь на 1июля 1566 года в монастырской келье наступает смерть от острой почечной недостаточ-ности, им же заранее предсказанная.Les ProphetiesС одной стороны, жизненный путь Нострадамуса представляет собой классическийпример обретения Высшей Благодати: жизнь преуспевающего обывателя - испытаниестраданием – озарение – служение. В то же время настораживает узкая тенденциозностьего литературного наследия.История человечества, его прошлое, настоящее и будущее – это не только политика,не только кровь, пожары и войны. За четыре с половиной века, прошедших со дня выходапервого издания «Пророчеств», человечество приобрело колоссальный духовный, науч-ный и технологический опыт, причем как негативный, так и позитивный. Нострадамус жевидел будущее исключительно в мрачном политическом аспекте. Трудно представить,как могло сознание человека выдержать такое количество зловещих картин ужаса, безу-мия и разрушений.Горячий ветер, совет, плач, робость,Ночью в постели атакован без оружия.116Страшное несчастье угнетения,Эпиталама новообращенному, плач и слезы [49. 152].Вот типичный пример содержания, стилистики и атмосферы «Пророчеств». А мо-жет он намеренно сгущал краски, надеясь насторожить, предостеречь? Может бытьименно в этом он видел свою миссию, свой долг перед потомками? Ведь не зря в мире,описываемом астрологом, постоянно разрушаются храмы и совершается надругательствонад святынями. Подробно исследуя «центурии», постепенно приходишь к выводу, чтосвятотатство не итог, а причина крови, слез и насилия.Не претендуя на безоговорочную правильность толкования, попытаемся отыскатьфакты отечественной истории, максимально сходные с изложенными Нострадамусом.Пример первый:Когда перевернутся носилки вихряИ станут друг против друга те, кто закутан плащом,Республика будет потревожена новыми людьми,Тогда белых нельзя будет отличить от красных [49.21].Проанализируем символический ряд. В эзотерической символике вихрь ассоцииру-ется с течением времени, но течением бурным, ускоренным, неординарным. Носилкивихря – политическая сила динамично реализующая свою историческую миссию. Пере-ворот носилок – переворот истории, государственный переворот. В плащ закутываютсявоины перед битвой, чтобы по его цвету отличить своих от чужих. Описываемые собы-тия произойдут не в монархии, но в республике, причем к власти будут стремиться «но-вые люди», т. е. те, кто в обозримом прошлом у власти не стоял. Все это очень напомина-ет события периода двух революций в России – буржуазно-демократической, котораяразрушив монархию создала республику, и октябрьской, приведшей к власти новые по-литические силы. Во всемирной истории известен только один пример, когда противо-борствующие стороны называли себя «белыми» и «красными». Причем отличить их другот друга было невозможно, так как война велась гражданская – народ воевал против себяже. Еще один пример, развивающий данную тему:Люди, которые в этом царстве были учеными,Много потеряют при смене короля,Будут сосланы, лишатся поддержки и золота,Ученые и наука не будут высоко цениться.Святым храмам будет причинено большое поругание,И это будет считаться большой доблестью,Тот, чей облик гравируют на деньгах, на золоте, на медалях,В конце концов умрет в странных мучениях.В скором времени храмы переменят цвета,Белый и черный цвет перемешаются,Красные и желтые эти цвета похитят,Кровь на земле, чума, голод, огонь, воды обезумеют [49.124].Картина более чем узнаваемая. События 1917 г. положили начало кровавой селек-ции интеллектуального потенциала народов Российской империи, вступившей в новуюфазу своего существования под новым названием. Начало этого периода ознаменовалосьне только физическим истреблением и высылкой за пределы страны лучших представи-телей интеллигенции. Само слово «интеллигент» постепенно приобрело оттенок брезгли-вости и ничтожности. «Народная» мудрость рождала поговорки типа: «А мы университе-тов не кончали!», а очки и шляпа однозначно указывали на принадлежность к «вонючей117прослойке». Наверное, за всю свою историю человечество не было свидетелем стольмасштабного разрушения храмов, убийств священнослужителей и надругательства надсвятынями. Газета «24 часа» со ссылкой на «Чудеса и приключения» (№ 6,99) публикуетнайденый в архивах Г. Назаровым исторический документ следующего содержания:«1 мая 1919 г. № 13666/2 Председателю В.Ч.К. Тов. Дзержинскому Ф. Э.УКАЗАНИЕВ соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов.нар.комиссаров необходимо как можнобыстрее покончить с попами и религией.Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстре-ливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в скла-ды.Председатель В.Ц.И.К. КалининПредседатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин)»Особо следует остановиться на «странной смерти» того, чей облик 72 года украшалденежные купюры и правительственные награды. Кончина В. И. Ленина, вернее ее есте-ственность, до сих пор остается одним из самых загадочных и неоднозначных моментовсоветской истории. Однако истина в том, что все тайное раньше или позже становитсяявным. Тот же Г. Назаров пишет: «Оказывается, Ленин был изолирован уже в 1921 году,когда широкие массы слыхом не слыхивали ни о какой его болезни! Официальная версиякем-то сдвинута на целый год!» И далее: «Из впервые публикуемого у нас письма ЛенинаДзержинскому вытекает сенсационный вывод, заставляющий коренным образом пере-смотреть всю официальную версию. Ведь из этого следует: Владимир Ильич прекратилсвою деятельность как глава партии и государства в декабре 1933-го, а не 1921 года; ивсе, что официально сообшалось о его дальнейшей жизни, было лишь прикрытиемстрашной тайны – его многолетней политической изоляции». Возможно когда-нибудьвыяснятся не только странные обстоятельства, но и реальная причина кончины вождя на-родов. Ну что ж, подождем...Теперь о храмах. Существовать без бога человек не может, и когда истинный Боготрицается, на смену ему приходит бог ложный, поддельный. «Храмы меняют цвета» –на смену величественным соборам, белокаменным и строгим, увенчанным золотыми ку-полами и крестами приходят помпезные «дома богов иных». Вместо алтаря – стол, по-крытый кумачовой скатертью, амвон – трибуна с микрофоном. И хозяин этого домапользуется не столько уважением и любовью прихожан, сколько вызывает страх, так какпроповедует не мир и любовь, а призывает к борьбе с инакомыслящими вплоть до полно-го их уничтожения.Смешение «белого и черного» – добра и зла, морали и аморальности, чести и бес-честия – стали признаками новой эпохи. То, что раньше было «светом», новая власть на-звала «тьмой». Похищение этих цветов видимо символизирует монополию новой властина определение критериев общественной морали. «Красные» похитители описаны; под«желтыми» видимо, подразумевается экспансия революции в среднеазиатский регион.«Кровь на земле» – именно человек земли, крестьянин, оказался стороной наиболее по-страдавшей, наиболее униженной. Вспомним коллективизацию, раскулачивание, голод1933-го и т. п. Дальнейшие комментарии, как говорят, излишни.27 июня 1558 года в предисловии к неопубликованным ранее центуриям МишельНострадамус пишет обращение к королю Франции Генриху II. Ни это предисловие, ни118эти центурии при жизни автора опубликованы не были. Но для современного читателяони представляют особый интерес и прежде всего посвящение, над расшифровкой кото-рого вот уже несколько столетий бьются ученые от Праги до Нью-Йорка. Приведемстроки, вызывающие любопытные ассоциации: «...затем последуют чрезвычайные пере-мены, смена царствований, величие землетрясения, размножение нового Вавилона... ибудет это продолжаться лишь семьдесят три года и семь месяцев, а затем пустит побегита, которая так долго была бесплодной, начиная с пятидесятого градуса, и которая обно-вит всю Христианскую Церковь» [49.160].Древний Вавилон вошел в историю, и прежде всего в историю христианства, какместо смешения Богом языков и народов за кощунственную попытку достичь неба безпомощи Бога («Вавилонская башня»), место воинствующего язычества и безудержногопорока. Новый Вавилон от старого отличался разве что величиной территории, количест-вом населения, жестокостью внутреннего террора и масштабами международных амби-ций. Срок его существования также совпадает с описанным (1917–1990 гг.). Но что это затаинственная сила, которая «обновит всю Христианскую Церковь»? На пятидесятом гра-дусе восточной долготы значительных центров христианства нет. А вот на 50-й паралле-ли расположены Прага и... Киев. Значит, возможно, речь идет об Украине? Основаниядля подобного предположения дает сам Нострадамус:Закон Мора постепенно угаснет,Затем (придет) другой намного более соблазнительный.Борисфен первым придет установитьСвоими талантами (дарами) и языком болеепривлекательный закон [49.79].Перевод дословный, а, как говорят, «из песни слова не выбросишь». Экономическиеформации не вечны – будь то утопический социализм или утопический капитализм. Хо-телось бы верить, что новый закон будет законом, утверждающим высшие духовныеидеалы. А Борисфен... – так древние называли Днепр, сегодня ассоциируется именно сУкраиной.Век XXВ XX в. астрология пережила очередной подъем популярности, впрочем, как и все-возможные направления оккультизма. Скорее всего этот феномен можно объяснить то-тальным кризисом духовности, вызванным научно-технической революцией, взорвавшейпатриархальный уклад Европейской цивилизации. Наверное, не было государства отГринвича до Урала, которое бы не пережило экспансию оккультных обществ, теософскихи эзотерических кружков.На протяжении последних ста лет особой популярностью пользовалась идея нацио-нального или этнического мессианства, которая успешно разрабатывалась как славян-скими, так и романо-германскими оккультистами. В этот период многие астрологи стре-мились оккультными аргументами подтвердить претензии политических лидеров и оп-равдать фатальность их «временных» неудач и поражений.Особенно ярким именем в Европейской астрологии начала века был Ланц фон Ли-бенфельс, разработавший концепцию так называемой мунданной астрологии, исследую-щей звездные показатели глобальных перемен. «В августе 1915 Ланц счел, что достаточ-но усвоил новые астрологические и пророческие идеи для того, чтобы осуществить соб-ственную милленаристскую интерпретацию войны. Следуя теориям Полльнера и датско-119го астролога, пишущего под псевдонимом С. Libra, Ланц присвоил каждой большойстране планету и зодиакальный знак, астрологические свойства которых соответствоваликультуре и духу их расы. Распределение происходило по правилам арио-христианскойдоктрины. Затем эта «расово-метафизическая» астрология была спроецирована на меж-дунациональную вражду. Рассмотрев события 1914 и 1915 годов в свете своего неогно-стического апокалипсиса, Ланц обратился к собственно пророчеству. По его мнению, на-стоящая война свидетельствовала о мессианском «исполнении времен». Растущий расо-вый беспорядок, военный и культурный хаос должны были завершиться новым монголь-ским нашествием на Европу в период от 1960 по 1988 годы, доведя «мессианские муки»до мыслимого апогея и предав землю во власть демонического господства. Страшныйсуд предвещал золотой век, когда возникнет новая Церковь Святого Духа и породитАрийское государство, власть в котором будет отдана вечному священству, посвященно-му в таинства древнего сексуально-расистского гнозиса. Географическим местом рожде-ния расистского золотого века была названа Вена; в новом политико-религиозном уст-ройстве ей отводилась главная роль» [24.118]. Как известно, в общем и целом Ланц неошибся.Весьма любопытной также представляется берлинская оккультная группа, возник-шая около 1920 г. и называвшаяся «Круг свастики». В эту группу входили оккультистывсех мастей: графологи, хироманты, астрологи и др. Среди них особенно выделялисьФроди Инголфсон Верман и Вильгельм Вульф, к которому в конце войны Генрих Гимм-лер обращался за консультациями. Упомянутые астрологи в свою очередь активно разра-батывали нумерологию, нордическую рунологию и теософское кармическое учение.В период Третьего Рейха астрология была весьма прибыльным, хотя и опасным за-нятием. С одной стороны, астролог, пользовавшийся покровительством высокопостав-ленных лиц, автоматически получал столь необходимый в те времена политический им-мунитет и соответствующие привилегии. Но в цене, как впрочем и всегда, были исклю-чительно точные и конкретные прогнозы, поэтому мало кто из астрологов рисковал идтиэтим путем. Недостаток астрологов-прогнозистов компенсировался всевозможными про-рицателями и ясновидцами, которые в случае неудач, как и астрологи, безжалостно унич-тожались. Ничего не поделаешь – «кармическая ответственность»... Государство, постро-енное на фундаменте оккультизма, требовало от его представителей играть по ими же за-явленным правилам. Кстати, Третий Рейх просуществовал ровно 12 лет (1933–1945 гг.) -период, который в астрологии является одним из фундаментальных...Вторая половина XX в. обогатила астрологию новейшими астрономическими от-крытиями, вооружила астрологов компьютерами и программным обеспечением. В ре-зультате астрология обрела внешнюю респектабельность, но ее архаические основы, ксожалению, пересмотрены не были и настоящим мастером все так же считался тот, чьяинтуиция и красноречие были сильнее. Сегодня, несмотря на наличие во всем мире мно-жества астрологических школ, начиная с трехмесячных курсов и заканчивая Академия-ми, уровень астрологии продолжает оставаться допотопным. В чем причина? Как это нипарадоксально – в спекуляциях на принципах традиционности. Во-первых, многими ав-торитетными астрологами-оккультистами последовательно утверждается принцип эли-тарности астрологического знания, который проявляется в нежелании переводить аст-рологию в сферу дискурсивного мышления и тем самым сделать ее доступной «профа-нам». Во-вторых, та же «традиция» не только допускает, но и поощряет неумеренноефантазирование на герметические темы. В-третьих, здесь культивируется бездоказатель-ное принятие устаревших догм, выдаваемых за традицию. И наконец, пожалуй, самоеглавное: при ближайшем рассмотрении процесса астрологического обучения неожиданно120приходишь к мысли, что архаическое состояние современной астрологии поддерживает-ся искусственно теми «авторитетными учителями», которые, боясь разоблачения собст-венной некомпетентности своими же учениками, старательно воспитывают в них интуи-тивно-мистический подход к астрологическому знанию. Те же, чья интуиция не дает же-лаемых результатов, отсеиваются как профнепригодные. Затем благодаря, постоянно раз-виваемой интуиции приуспевающий и уже осознающий свою принадлежность к элите,ученик профессионально растет, приобретает клиентуру и в конце концов начинает вос-питывать в собственных учениках такое же видение астрологии, называя это опять жетрадицией. Отсюда репутация современной астрологии, подобная приводимой:«... астрология – мнимое искусство предсказывать судьбу человека или будущие со-бытия по положению звезд; предсказывания обычно составлялись в нарочито двусмыс-ленных и неопределенных выражениях, затемненных специальной терминологией так,чтобы их можно было толковать в зависимости от хода реальных событий» [51.314].Кризис жанра«Некий суфий однажды узнал, благодаря способности предвидения, что его городвскоре подвергнется нападению врага. Он сказал об этом соседу, который, зная его какчестного, но неискушенного в мирских делах человека, дал ему следующий совет: «Яуверен, что ты прав. Ты должен пойти и сказать это наместнику. Только, если хочешь,чтоб тебе поверили, говори, что ты узнал это не с помощью мудрости, а с помощью аст-рологии. Тогда он прислушается к предупреждению, и город будет спасен».Суфий последовал совету соседа, и жители города были спасены благодаря пра-вильно принятым мерам предосторожности» [67.99].Когда автор этой притчи, суфийский мудрец Сухравар-ди учил на пути поиска Ис-тины, астрология была столь же авторитетна как сегодня научное знание, и, потому,ссылка на нее как на источник информации для обывателя была более убедительной, не-жели пророческий дар. Сегодня картина поменялась – астрология заняла место предви-дения, а наука – астрологии. Увы, часто случается, что дети, подрастая, занимают местородителей, а потом и вообще от них отказываются, одержимые гордыней.Современная наука астрологию не признает, называя ее антинаучной. В чем причи-на? С одной стороны, – в определенной тенденциозности современного научного подхо-да, который незаменим в случае необходимости исследования закономерностей матери-альной стороны бытия, но абсолютно беспомощен в вопросах сущностных, объясняющихвысшие Принципы Вселенной. С другой – несомненно отрицательную роль играют при-сущие современной астрологии профанация и популизм, что закономерно снижает еерейтинг в глазах мировой научной общественности. В то же время в различных уважае-мых научных и научно-популярных изданиях, кроме явно тенденциозной критики мы пе-риодически встречаем более или менее аргументированные статьи, которые хотя и под-тверждают уважительное отношение к астрологии, но тем не менее, констатируют удру-чающе низкий уровень ее сегодняшнего состояния. Одна из причин – крайний консерва-тизм астрологии, тормозящий ее развитие, неготовность астрологов к пересмотру уста-ревших, явно архаичных «частей фундамента и деталей конструкции».Не следует, однако, считать, что все современные астрологи и астрологическиешколы подобны описанным выше и живут по указанным правилам. Сегодня многие ува-жаемые специалисты на страницах собственных литературных произведений или перио-дических изданий поднимают вопрос о необходимости реорганизации старой и создании121новой астрологии, лишенной спекуляций, мистификаций, опирающейся на истинные са-кральные источники, выстроенной на исключительно рациональной основе и дающейвозможность научного обоснования. В альманахе «Астрология век XX», изданном на ос-новании материалов Всесоюзной конференции астрологов в г. Паланга (май 1990 г.) Вла-димир Богданов сформулировал ряд вопросов, без ответа на которые современная астро-логия развиваться дальше не может. Среди них: ошибки в расчетах времени, несоответ-ствие зодиакальных знаков и созвездий, обилие (более 40) систем астрологических до-мов, абсурдность «действия» аспектов, реальное «воздействие» фиктивных планет и т. д.,и т. п. Но главный вопрос, на который не может ответить современная астрология, – ка-ким образом т. е. при помощи какой энергии, светила и планеты влияют на характер исудьбу человека? Не подлежит сомнению, что эта энергия современной науке не известнаи экспериментально не определима. Но существует ли она в принципе?Опираясь на Принцип Подобия приходишь к парадоксальному выводу: либо энерге-тика планет, которой оперируют астрологи, не имеет аналога среди энергий, известныхнауке, либо реальное энергетическое влияние, приписываемое планетам, практически...отсутствует. Данного мнения придерживаются и некоторые достаточно авторитетные ас-трологи. Из интервью Я. Кефера: «Значит вы считаете, что звезды воздействуют на вашужизнь?— Будьте внимательны! Я не говорил, что звезды воздействуют, речь идет лишь осоответствиях и взаимосвязях биологических и космических явлений» [31.1.18].Следовательно, говоря об астрологических влияниях, скорее всего следует иметь ввиду не реальное влияние, а «язык звезд» т. е. влияние символическое. Утверждать об-ратное было бы равноценно признанию зависимости температуры от показаний градус-ника или изменения погоды от метеосводки. Остается предположить, что система астро-логического знания является информационно-кодовой символической системой, даннойчеловечеству свыше, а значит, не являющейся продуктом эволюции человеческого разу-ма. Абсурдность идеи «звездных влияний» заключается также в том, что звезды согласноданной логики должны быть еще и разумными, дабы руководствуясь им одним извест-ным критерием, отбирать среди миллионов людей определенного человека и оказыватьна него определенное воздействие. В то же время если у современного астролога спро-сить, каким образом звезды влияют на людей, вам прочтут краткую лекцию о «тонкихвибрациях» планет, «резонансных соответствиях» и «энергетических излучениях» звезд иих воздействии на астральное тело человека. Но если вы спросите, кто, когда и как изме-рил эти вибрации и каким образом планеты и светила выбирают нужный объект, вамскажут, что речь идет о факторах трансцендентных, и вы еще не доросли до пониманияэтого знания. Кстати, термин «астральное тело» был введен теософами именно для объ-яснения мнимых звездных влияний и сегодня активно используется некоторыми астроло-гами как условное обозначение несуществующего явления. К данному вопросу мы ещевернемся.Современные астрологи часто совмещают собственные гороскопические изысканияс гаданием на картах Таро, китайской мантической системой И-Цзин, рунами и т. п.Здесь главной и, как правило, единственной целью является прогноз. Однако, человек немашина, а потому прогнозировать его поведение с большой точностью невозможно. Ви-димо поэтому, прогноз астролога теряет требуемую определенность и, следовательно,отрицательно влияет на репутацию астрологии в целом. Кроме того, необходимо выде-лить еще ряд признаков современной астрологии, тормозящих развитие этого вида зна-ния:122— использование единого символического языка, но значительные расхождения вего толковании («Астрологи, достигшие одного и того же места назначения, никогда несойдутся в том, как они там оказались» Николас Кэмпион);— отсутствие единой методологии анализа и синтеза натальной карты («Трактовкалюбого гороскопа – процесс, объяснение которому дать невозможно». Романенко А. В.,Жуков Э. Ю., Леньшина И. В.);— неоправданные крайности: от астрономической точности до мантической слу-чайности;— преувеличение значения «кармических» факторов при искаженном представле-нии о «карме» в принципе;— утверждение о том, что влияние планет на человека зависит от того, знает он обих существовании или нет. Например, среди части астрологов распространено мнение,что открытые недавно планеты Нептун, Уран и Плутон стали «влиять» на человечествотолько после их открытия;— интуитивность подхода к толкованию гороскопа;— незнание многими астрологами основ герменевтики – неспособность перевестиязык символов натальной карты на обычный разговорный. Вместо ясной и понятной ин-формации астролог в процессе консультации использует «джентльменский набор» изтрех десятков слов: названий планет, домов, аспектов, зодиакальных знаков, а также рас-хожих терминов, таких как «энергия», «проработка», «уровень», «эволюция», «карма»,«сатурнианские или венерианские влияния» и т. п.Что же пишут о состоянии современной астрологии сами астрологи – авторитетныеспециалисты? Джефри Кор-нелиус: «Астрология сама спровоцировала выступления про-тив нее, так что ее критиковали не за то, чем она является на самом деле, а только за то,что об астрологии говорили сами астрологи, хотя скорее всего, сами не понимали, что го-ворили. Тонким критикам прекрасно известно, что астрология имеет магическую и рели-гиозную основу. А нам нечего сказать им по этому поводу! Мы пытаемся лишь набратьпобольше статистики, которая не работает. Мы не можем ответить даже тем критикам,которые ругают нас за дело, которые знают астрологию и ценят скрытую в ней истину,мы ничего не можем доказать даже им. Проблема духовного материализма (spiritual materialism)или «ложной логики» – это неудобная проблема не для тех 186 ученых, которыевыступили против астрологии, это наша с вами неудобная проблема» («Астролог» № 2,1996 г. – «Герменевтическая астрология»).Дэвид Хэмблин: «Традиционная астрология (вместе с новыми методами) состоит изобширной массы не связанных между собой утверждений, состоящих почти полностьюиз истин, полуистин, смутных догадок и суеверий. И так как эти утверждения не основы-ваются на каких-либо фундаментальных и доказанных законах, астролог не может опре-делить истину, не имея надежных критериев. Непрерывно обращаясь к положениям аст-рологии и проникая вглубь фундаментальных принципов, лежащих в их основе, можнонадеяться построить на руинах старой новую астрологию, фундаментальные законы ко-торой (или часть их) известны, хотя всегда стоит вопрос об их действии в конкретныхслучаях. Новая астрология, вероятно, во многих отношениях будет похожа на старую, нопрекраснее старой, так как будет ближе к истине, даст возможность яснее слышать «му-зыку сфер» [63.169]. Как видим, наиболее авторитетные астрологи достаточно трезвооценивают сегодняшнее состояние своей профессии и перспективы повышения ее репу-тации.123Сакральный подходКак это ни парадоксально, но астрология, о которой мечтает Д. Хэмблин, уже суще-ствует и существует тысячи лет. Однако это направление, принципиально опирающеесяна Библию, распространено гораздо меньше, чем астрология оккультная.Используя те же астрономические данные, сакральная астрология отличается от ок-культной точной духовной позицией, ориентированной на христианские идеалы, кон-кретностью и понятностью языка толкования, концептуальностью парадигмы и прове-ряемостью результатов, но главное, отказом от прогнозирования судьбы как действия,несовместимого с волей Спасителя. Анализируя по гороскопу судьбу кверента (обратив-шегося за советом), астролог сакрального направления определяет его предрасположен-ность к тому или иному греху; подсказывает, что нужно изменить в себе, чтобы процессочищения души стал осознанным и целенаправленным, но главное – отвечает на вопроскаким образом в полной мере реализовать судьбоносный потенциал, данный Богом чело-веку при рождении. Материал, с которым работает астролог, – человеческая душа, а по-тому ошибки в этой сфере слишком дорого обходятся как кверенту, так и астрологу.Именно этим объясняется столь пристальное внимание астролога сакрального направле-ния к вопросам религии и веры. Настоящий специалист СА должен поднять сознаниекверента не до уровня собственного сознания, а до уровня собственного идеала, а потомусистема ценностей самого астролога должна быть точной, определенной и недвусмыс-ленной.Высшим идеалом всех времен и народов является идеал Любви – Любви к Богу и кближнему; Любви как потребности созидания духовной чистоты, мира и гармонии; Люб-ви как способа мышления и бытия.Всякий человек болен и прежде всего духовно. Но всякий больной нуждается нестолько в диагнозе, сколько в лечении. Однако без правильного диагноза успешное лече-ние немыслимо. Использование знания особенностей индивидуальной судьбы, дает воз-можность астрологу уникально точной постановки диагноза душевных аномалий. Уни-версальное лечение как фундаментальное решение практически всех проблем человеказаключается в духовном строительстве. Христианская религия указывает воистину дос-тойную цель жизни и единственный путь к ней, причем единый для всех. Сакральная ас-трология, определяя с помощью языка звезд (знамений) отличие людей друг от друга,выясняет персональные особенности, помогающие или препятствующие каждому ус-пешно пройти этот путь и в этом ее главная задача.Как всякое знание, будь то физика, химия или математика, астрология не можетбыть духовной или бездуховной, доброй или злой, темной или светлой. Разрушитель-ность или созидательность знания проявляется в зависимости от того, в чьих оно руках икаким целям служит. И как атом, согревающий жилище человека, может превратить его впепел, так и астрология в руках человека алчного, амбициозного, властолюбивого стано-вится орудием зла. Как говорили древние: «Мудрость – это цветок, из которого пчела де-лает мед, а паук – яд, каждый согласно своей природе» [64.2.227].Сегодня доминирует мнение, что идеалом астролога является возможность делатьпрогнозы различного назначения с максимально возможной степенью достоверности иточности. С сакральной точки зрения, идеал этот представляется не только убогим, но ииллюзорным, поскольку игнорирует фактор свободной воли. Потеря мировой астрологи-ей сакрального фундамента в какой-то момент истории привела к подмене истинныхориентиров ложными, а значит к противопоставлению астрологии и духовности. Именно124претензией астрологии на точное знание будущего, абсолютизацией фактора влияниязвезд, объясняется естественное неприятие «звездочетства» христианской церковью, по-зиция которой определяется Божественным откровением: «И дабы ты, взглянув на небо,и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонилсяим и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом»[Втор. 4.19].Главная проблема астрологии во все времена заключалась в отношении астролога кпрогнозу. Сакральный подход раскрывает колоссальный диапазон информации заложен-ной в натальной карте. Количество самых общих вопросов, на которые может ответитьастролог без прогноза – более 150 (см. «Приложение»). И это только общих! А если в де-талях?! Но этот путь требует знания базовых основ, практики, опыта и постоянного рас-ширения представлений о человеке.С прогнозом, казалось бы, все гораздо проще. Что» нужно современному астрологу,чтобы преуспеть в предсказании будущего? Создать компьютерную программу, кото- :рая учитывала бы все известные методы прогнозирования й синтезируя их выдавала быокончательный результат, в том!, числе и толкование прогноза. Чистая математика! Па-радоксальность ситуации состоит в том, что для повышения точности прогноза астрологне только не нужен, но и... вреден, так как эмоционален и субъективен. А в прогнозе це-нится конкретность и точность, что при современном уровне математики и программиро-вания достигается, казалось бы, элементарно. Но! Данные рассуждения правомернытолько в том случае, если прогнозируется перспектива объекта не обладающего разумоми свободной волей, а потому не имеющего возможности выбора. Но человек имеет и то идругое, следовательно, его поведение в любой ситуации поливариантное, а значит не-предсказуемо, что и подтверждается отсутствием сколько-нибудь достоверных методовастрологического прогнозирования несмотря на тысячелетний опыт исследований в дан-ной области. Но «прогнозеры» соглашаться с этим не хотят. Почему? Да потому, что зна-ние будущего кверента дает над ним власть, власть и над его сознанием и над...кошельком. Потому и поддерживается годами и веками огонь под нарисованным ко-телком в коморке Папы Карло, в котором «варится» сказка о скором открытии (или пере-открытии) абсолютно точного метода астрологического прогнозирования. Только тех,кто хотя бы понюхал запах из этого котелка – увы, не встретишь. 11 сентября 200,1 годавесь мир был потрясен страшной трагедией в Нью-Йорке. Если бы нашелся хоть один ас-тролог, который сумел бы предсказать данное событие, – репутация астрологии во всеммире взлетела бы на небывалую высоту. Однако ничего подобного не произошло, хотя«специалистов» в мунданном прогнозировании сегодня хватает. В чем причина? Скореевсего в том, что сфера компетентности астрологии, – область ее, по-настоящему эффек-тивного применения – исследование врожденного потенциала человека, а не прогнозиро-вание его поведения или созданных им государственных структур. В таком случае, поче-му некоторые астрологи периодически дают весьма точные прогнозы, касающиеся и от-дельных личностей и даже стран? Да потому, что прогноз этот является результатом ин-туитивного озарения, а астрология в данном случае служит лишь вспомогательным сред-ством развитой интуиции.По мнению академика Д. Лихачева, «самостоятельную творческую личность фор-мирует самостоятельная творческая деятельность», т. е. непременным условием станов-ления личности утверждается полноценная реализация свободной воли, а значит само-стоятельность. С точки зрения сакрального знания, свободная воля является даромБожьим и ее реализация есть не только право, но и обязанность всякого человека. Судьбаже, или Фатум как индивидуальная программа испытаний души дается человеку Богом125при рождении в виде модели этих испытаний, а также условий, в которых будет прохо-дить волевое целенаправленное самоформирование личности. Итог же этого самоформи-рования не является фактором фатальным, но зависит от выбора Пути и индивидуальныхволевых усилий человека. Следовательно фатализация будущего не только препятствуетреализации его воли, но и исполнению воли Божьей, а значит является грехом. Человекже духовный, любящий Бога и ближнего как самого себя, астрологически почти непред-сказуем.В судьбе каждого человека изначально заложены основные события как этапы ис-пытания его души. События эти фатальны по своей конструкции и теме, но их форма ипоследствия зависят от уровня духовности человека, который оценивает только ГосподьБог. Возрастая духовно, человек приумножает последствия позитивных событий и ослаб-ляет последствия негативных. Например, так называемый квадрат Марса к Сатурну реа-лизовавшись через событие может дать травму. Но! В зависимости от уровня духовностииспытуемых последствия будут различны: один отделается царапиной, другой ногу сло-мает, третий на всю жизнь останется калекой... Как оценит Господь духовность каждого,то и каждый получит. Однако, в случае проявления Его воли, даже самое фатальное ижесткое событие в жизни праведника может пройти незамеченным.Человек духовный принимает от Бога с радостью любое испытание, а потому Гос-подь помогает ему пройти его с наилучшими последствиями, тем самым подтверждаяправильность избранного Пути. Но внутренние причины могут помешать человеку осоз-нать, а значит и выполнить волю Господа. Так вот, задача астролога сакрального направ-ления выяснить – что именно данному человеку мешает в его духовном росте. И кромеастрологии, возможностью получить указанную информацию не обладает ни одно знаниев мире. В противовес натальной диагностике (диагностике рождения) прогноз настраива-ет сознание человека на событие в единственно возможной форме и с единственно воз-можными последствиями, которые астролог конструирует в зависимости от своей фанта-зии и представлений о духовности. Прогноз судьбы препятствует формированию смире-ния, так как ориентирует на возможность избежать, посланныхБогом, данных испытаний. Таким образом, прогнозирующий препятствует исполне-нию Божественного плана и тем самым становится на сторону противостоящих Богу сил.Правильность любых методов в любой области проверяется практикой. Тысячелет-няя практика астрологического прогнозирования говорит о том, что точных методовпредсказания будущего в астрологии не существует и, вероятно, не может существовать.Наверняка найдутся и те, кто с данным утверждением не согласится. Однако если бы этобыло не так, то астрология давным-давно была бы признана и наукой, и социумом, при-чем из чисто прагматических соображений. Причина отсутствия таких методов – прин-ципиальное игнорирование астрологами оккультного направления свободной воли кве-рента и его программирование на заданный результат. Робот прогнозируем гораздо точ-нее человека, так не проще ли довести состояние сознания кверента до уровня робота итогда все проблемы точности прогноза решатся автоматически? Именно этим сознатель-но или бессознательно занимаются астрологи ориентированные на прогноз персональнойсудьбы.В итоге можно констатировать наличие в настоящее время двух принципиальноразличных подходов к астрологическому знанию: астролог в классическом пониманииэтого слова пытается предсказывать будущее; астролог, опирающийся на сакральныепринципы, это будущее формирует в настоящем, помогая человеку разобраться в себе иблагодаря осознанию персональной предрасположенности к тому или иному пороку вый-126ти на созидание душевности и трансформацию ее в духовность. При этом астролог неподменяет священнослужителя, но готовит кверента к встрече с ним, таким образом,снимая противоречие между астрологией и христианством. Сакральная астрология ука-зывает от чего человек должен избавиться; христианская религия – к чему он долженстремиться. В этом случае астрология, порывая с оккультизмом, восстанавливает своеистинное назначение, определенное Господом в начале времен – читать Его волю (зна-мения) по движению светил на «тверди небесной». А воля Его неизменна в веках – спа-сение души человека от греха для любви и жизни вечной.Глава 9. АСТРОЛОГИЯ И БИБЛИЯВопрос соответствия астрологии Божьей воле для современного христианства весь-ма актуален, так как количество астрологической информации неуклонно возрастает, аоднозначного отношения к ней всех христианских конфессий до сих пор нет. Возмож-ность точно установить совместимость астрологии и христианства, с точки зрения егопервооснов, существует только одна – обратиться к Библии. При этом не следует забы-вать, что авторитетность выводов возможна только в случае согласия читателя с тремяисходными положениями:1. Библия, несмотря на определенные различия в толковании, является единствен-ным авторитетным первоисточником для всех христианских конфессий.2. Библия богодухновенна, т. е. создана под контролем Бога. Также богодухновеннытри акта: - написание отдельных произведений Библии, их собирание (канонизация), иканонический или синодальный перевод на любой язык мира. Возможно, у читателя воз-никнут сомнения по поводу богодухновенности перевода. Однако не следует забывать,что Господь Сам смешал языки людей во время строительства ими Вавилонской башни ине мог не учесть данного факта при создании Священного Писания. Кстати, Новый Заветбыл написан на языке «койне», обычном разговорном, что еще раз подтверждает прин-ципиальную простоту и доступность его понимания. А потому любые лингвистическиеизыски, уточняющие значения тех или иных слов на языке оригинала есть не что иное,как попытка подмены богодухновенности филологией.3. Библия, являясь книгой пророческой, повествует исключительно об одном –взаимоотношениях человека и Бога на протяжении обозримой истории человечества.Важно и то, что кроме указания пути спасения души человека ни каких других задачБиблия не ставит. Содержание Библии – история не линейная, а священная. Всякий по-иск прямых исторических параллелей ведет к профанации, т. е. подмене небесного зем-ным.Попытаемся же от начала священной истории проследить изменение отношения че-ловека к звездам и реакцию на эти изменения Создателя, зафиксированную в СвященномПисании.Звезды в Ветхом ЗаветеКнига «Бытие» повествует о важном событии, происшедшем на четвертый деньтворения:«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, идля знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небес-127