Подходы к астрологии

Стефан Арройо

Ignotum per ignotius, obscurum per obscurius.
(К неизвестному через более неизвестное,
к непонятному через более непонятное.)
Старое алхимическое изречение

Причинный подход

К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо¬дить с разных позиций. Если рассматривать астро¬логию в причинной структуре, то существует большое ко¬личество свидетельств, подкрепляющих обоснованность аст¬рологии (см. Приложение А, в котором приводятся научные данные, прямо или косвенно связанные с астрологическими предпосылками).
Одну из наиболее распространенных попыток объяснить астрологию в причинных рамках можно назвать «космиче¬ской обусловленностью». Она относится к тонкому балансу электромагнитных полей в солнечной системе и в человеке, которые постоянно меняются, когда меняются положения планет. Ученый Рекс Пэй сформулировал это следующим образом:Слипер указывал, что, если пространство между землей и ионосферой рассматривать как резонанс¬ную систему, она имеет характеристический период примерно одну восьмую секунды — время, которое требуется свету, чтобы обойти один раз вокруг зем¬ли. Таким образом, резонансная частота равна при¬мерно 8 гц, что приблизительно соответствует аль¬фа ритму человеческого мозга.

Слипер предполагает, что геомагнитное поле Земли может обеспечивать тонкий настроечный ме¬ханизм для этой характеристической частоты. Ес¬ли изменения этой частоты воздействуют на пове¬дение, тогда положения планет могут играть боль¬шую роль в человеческих делах, чем предполагалось ранее.

В такой теории нервная система человека считается ре-агирующей на происходящие изменения в космическом ок¬ружении.
Хотя в настоящее время нет всеобъемлющей и удовлетво-ряющей теории, чтобы объяснить астрологию в рамках при-чинности наиболее полная формулировка, разработанная до сих пор, принадлежит Глинну. Глинн, написавший доктор¬скую диссертацию по электромагнитной волновой теории, ут¬верждает, что полное научное причинное объяснение аст¬рологии может быть получено в недалеком будущем. В каче¬стве временного решения проблемы он разработал следую¬щую гипотетическую цепь причинности, которая включает все научные данные, приведенные в Приложении А. Хотя, как утверждает Глинн, это только одна возможная цепь причин¬ности, которая может быть использована для объяснения аст¬рологии, такая теория, по-видимому, объясняет многие из научных данных, собранных сейчас о небесно-земных соот¬ветствиях.
Рассмотрим его диаграмму:

«Ускорение рождения», упомянутое выше, относится к идее, предложенной д-ром Эженом Йонасом из Чехослова¬кии. Как говорит Глинн:

Йонас обнаружил, что во время рождения ребенок находится в высшей точке своего метаболического цикла и фактически вызывает собственное рожде¬ние, впрыскивая адреналин в кровеносную систему матери. Его наблюдения показали, что этот пик всегда происходит при одном и том же солнечно-лун¬ном угле для каждого индивидуума. Наиболее логичное объяснение этого явления заключается в том, что эмбрион обладает врожденной индивидуальностью. ...Время рождения ускоряется планетарными конфи¬гурациями, которые наиболее сильно влияют на ре¬бенка. Поэтому ваша карта рождения действитель¬но показывает планетарные конфигурации, к кото¬рым вы наиболее чувствительны.

Символический подход

Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин¬ципов. В качестве примера символического подхода к астро¬логии здесь приведена схема, представляющая попытку Рейнгольда Эбертина связать годовой ритм времен года со знаками зодиака.

 Знаки зодиака также символически анализировались от-носительно образов созвездий (например, баран, бык, близне¬цы и т.д.). Все эти подходы могут быть плодотворными; но неважно, какой подход используется, следует признать, что астрология, должно быть, удовлетворяла существенную по¬требность человека, чтобы прожить так долго и занимать та¬кое высокое положение во многих культурах. Тот факт, что астрология является наиболее полным символическим язы¬ком, отмечался многими психологами, как видно из цитат в предыдущих главах. Но вопрос о том, к чему эти символы относятся, остается без ответа. Символы — это, в конечном счете, символы, по той простой причине, что они относятся к существующей реальности, которую нельзя выразить (по крайней мере в настоящее время) каким-либо другим обра¬зом. Возможно, на этот вопрос мы никогда не получим ответ. Может быть, человек никогда не сможет выразить словами

 

трансцендентные реальности космоса. Однако мы можем вос-пользоваться этим символическим языком, если будем счи¬тать, что он представляет универсальные паттерны, принци¬пы и силы, какими бы трансцендентными ни были эти факто¬ры. Тем не менее, символический подход к астрологии полон и полезен только в том случае, если он рассматривается в рамках холистического подхода ко всей жизни.

Холистический подход

Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер¬ны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы сред¬невековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою оче¬редь, рассматриваются как Огромный Человек или Космиче¬ский Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом — это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была на¬звана «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и пат¬тернах самого человека.
Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более умест¬ный способ рассмотрения холистического подхода — это древ¬ний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью»,

 некаузальным связующим принципом, а в отношении астроло¬гии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе каче¬ства этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент време¬ни новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.

Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:

Я полагаю, что планеты — это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны пред¬ставляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка ми¬нимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.

Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Зако¬ны, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт про¬должает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключа¬лась в том, чтобы показать, что все формы в природе — звез¬ды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элемен¬тарные частицы — подчиняются одним и тем же универсаль¬ным законам». Основное использование и ценность астроло¬гии — применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.
Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный аст¬ролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический

подход к астрологии, а также к психологии, филосо¬фии и всем вещам, затрагивающим человека как индивиду¬альную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философ¬ские темы. К наиболее известным его работам относятся сле¬дующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астро¬логии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологиче¬ское исследование психологических комплексов и эмоцио¬нальных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» — новый и современный подход к астрологии, который полностью совме¬стим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее много-обещающим пониманием современной науки, философии и психологии.

Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, — это философия холизма, основная предпосылка которой заклю¬чается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых по¬лей. Для Радьяра астрология является наиболее полным язы¬ком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуаль¬ной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об аст¬рологии следующее:

Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших це¬лых (подобно солнечной системе) связана со структурным

развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология — это практическое применение холистического фи¬лософского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представ¬ляет собой меньшее целое, содержащееся в еще боль¬шем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вмести¬лищем меньшей системы, так и содержимым боль¬шей системы.

Астрология, как я понимаю ее, по существу име¬ет дело с циклами движения и космическими (или био¬космическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом — со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, ока¬зываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология — это спо¬соб изучения и понимания устройства или организа¬ции определенных существенных функций и факто¬ров в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соот¬ветствие между микрокосмом и макрокосмом; но пер¬воначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил раз¬витие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм — факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».

 Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, ког¬да пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:

... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шка¬ле; это так же верно, как то, что каждая новая функ¬ция формирует новую совокупность, которая обус-лавливает все более простые элементы в организме.

Энергетический подход

В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астрологии, который только начинает приобре¬тать ясную форму и которому, возможно, удастся разрешить многие разногласия между приверженцами других точек зре¬ния. Этот подход рассматривает важнейшие энергии и энерге¬тические паттерны, действующие в человеке, и эти энергии символизируются планетами и знаками в гороскопе. Вторая часть книги — это попытка представить систематическим об¬разом этот подход к астрологии, точка зрения которого сосре¬дотачивается на фундаментальных энергиях, оживляющих каждого из нас. Энергетический подход к астрологии — это в сущности холистический подход, так как он одновременно объединяет все измерения человеческой жизни. Однако здесь следует сказать, что сейчас ведется большая работа, которая проливает свет на существование тонких энергий человека и на особые формы энергии во всей природе. Все яснее становит¬ся тот факт, что слепая приверженность чисто причинной структуре мышления никогда не позволит нам развить всестороннюю теорию астрологии и может даже воспрепятствовать нашему пониманию правильного использования и логическо¬го обоснования астрологии. Как пишет швейцарский врач-астролог Александр Руперти:

Там, где Парацелъс говорит о тождественности макрокосма и микрокосма, где Радьяр говорит о прин¬ципе индуцированного резонанса всех частей универ¬сального целого, где Юнг говорит о принципе синх¬ронности, управляющем идентичными манифеста-циями психического явления с точки зрения времени, современная астрология, придерживаясь научной по¬зиции, настаивает на воплощении таких соответ¬ствий в закон причины и следствия. В этом смысле современная астрология предает свое древнее насле-дие ради фетиша научной респектабельности.
Истинная роль астрологии заключалась и долж¬на заключаться в демонстрации существования уни¬версального порядка на уровне человеческого разви¬тия. Время полезности астрологии для выявления порядка на физическом уровне закончено. Современ¬ная наука гораздо лучше оснащена для этой задачи, чем астрология. Но на психологическом уровне чело¬веческая натура пребывает в хаосе, именно по этой причине мы говорим о том, что высочайшая миссия астрологии, с точки зрения потребностей современ¬ного человека, заключается в том, чтобы предста¬вить доказательство существования гармоничного порядка на психологическом уровне.